Горсовет против пешеходов. В мэрии отказались освободить Сумскую от машин
В Департаменте инфраструктуры ответили отказом на очередную просьбу горожан обустроить пешеходную зону в центре города. Харьковчане десятки раз обращались в горсовет с подобным предложением, но в мэрии считают, что улица без машин в Харькове невозможна.
Улица Сумская или какая-либо другая центральная улица не может быть пешеходной. Об этом говорится в ответе директора Департамента инфраструктуры Сергея Дульфана на запрос харьковчанина обустроить в центре пешеходную зону. Свой отказ чиновник объясняет тем, что перераспределение нагрузки транспорта на другие улицы может создать заторы, выхлопных газов станет больше, а это плохо скажется на окружающей среде.
Пешком по Квитки-Основьяненко
Во всех крупных украинских городах есть своя пешеходная зона. В Днепре это – Европейская площадь, в Сумах – улица Соборная, в Одессе – знаменитая Дерибасовская. Пешеходным лидером среди украинских городов является Львов, где весь старый центр, который считается частью Всемирного наследия ЮНЕСКО, закрыт для автомобилей. Даже Киев, с его вечными пробками и транспортными проблемами, отдает главную улицу, Крещатик, в полное распоряжение пешеходов по выходным и праздникам. Харьков – единственный украинский мегаполис, где пешеходной зоны нет.
Жители города еще в 2013 году начали обращаться в горсовет с просьбой создать такое пространство. В «Обществе участников движения» обратили внимание горсовета на улицу Квитки-Основьяненко.
«Мы провели исследования транспортных и пешеходных потоков, инфраструктуры, подготовили научное обоснование идеи и доказали, что такая улица должна быть, она органично впишется в центральную часть города. У нас есть исторический центр города, а когда приезжают люди из других городов, они просто ужасаются тому, что исторический центр города превратили в парковку», – рассказал KHARKIV Today вице-президент «Общества участников движения» Виктор Козориз.
К 2016-му году эта идея выросла в «Концепцию создания пешеходной зоны в центре Харькова». Общественники передали проект в горсовет. Он предполагал освободить от автомобилей не только Квитки-Основьяненко, но и Университетскую – до Бурсацкого спуска, а также прилегающие к ним переулки. Проект в 2017 году рассмотрела постоянная комиссия по вопросам градостроительства и архитектуры. Два года назад чиновники не видели препятствий для того, чтобы обустроить в Харькове пешеходное пространство. Правда, «дали добро» не на весь проект, а только согласились убрать машины с Квитки-Основьяненко и не навсегда, а на выходные.
«Если это выходной – вопросов с точки зрения транспорта никаких нет. Если это будний день, есть проблемы», – говорил тогда на заседании комиссии замдиректора Департамента инфраструктуры Евгений Федорчук.
Несколько раз улицу Квитки-Основьяненко, действительно перекрывали: в сентябре 2015-го там проводили фестиваль «День одной улицы», в 2017-м ее освободили от машин на День Конституции. Но дальше дело не пошло, проект создания пешеходной зоны затерялся в недрах горсовета.
«Организовать пешеходную зону на Сумской или другой улице в Харькове, которые отвечали бы требованиям действующих технических стандартов, не представляется возможным», – ответил Сергей Дульфан на очередное предложение освободить улицу от транспорта.
«Я не вижу технических ограничений для реализации этих идей. Думаю, это не технические, а психологические трудности. В Харькове люди доросли до этого, о чем говорит количество обращений, но чиновники – еще нет. Им мешает советский менталитет. Мы с ними общались, они, вроде бы, за, поддерживают, но когда доходит дело до практического воплощения, они не могут понять, как это – парковать автомобиль не под офисом, а за 200 метров от него», – считает Виктор Козориз.
К слову, на улицу Квитки-Основьяненко выходит тыльная часть горсовета. Многие чиновники паркуют там свои автомобили - возможно, причина в этом?
Пешеходная улица от цирка до парка
Харьковские градостроители середины прошлого века планировали, что в городе будет целых две пешеходных аллеи. Они были внесены в Генеральный план 1967 года, перешли в Генплан 1986-го, а дальше исчезли. Первая, центральная пешеходная зона, должна была начинаться у здания Цирка, идти через Университетскую и Рымарские улицы, переходить по саду Шевченко на Тринклера до парка Горького. Это должна была быть трехкилометровая зона для прогулок, но построить ее не смогли – тогда, как и сейчас, городские власти отдали преимущество развитию дорожной сети.
Вторая пешеходная зона воплотилась в жизнь частично.
«Она начиналась в районе 24-этажки на Познанской и шла до Салтовского шоссе. Но потом эту территорию в районе Салтовского шоссе забрали для супермаркета, еще часть застроили гаражами», – рассказал KHARKIV Today профессор кафедры урбанистики Харьковского университета строительства и архитектуры Валерий Гук.
Эксперт скептически относится к идее обустройства пешеходной зоны на улице Квитки-Основьяненко – по его словам, она слишком маленькая, к тому же на нее выходят тыльные части нескольких магазинов – пешеходам на этой улице делать нечего. Рымарская и Сумская или ее часть больше подходят для создания пешеходной зоны.
«Прежде всего, нужно было сделать проект детальной планировки центра, там нужно было заложить стоянки транспорта, пешеходные улицы», - полагает Валерий Гук.
По словам профессора, такой проект необходимо составлять сразу же после утверждения Генплана. В Харькове этого не сделали.