Город-пробка. Из-за ремонта дорог в Харькове стало трудно передвигаться на автомобиле
Харьков стал в заторах. С началом осени и активной деловой и учебной жизни передвигаться по городу на автомобиле стало трудно. Причина заторов – затянувшиеся ремонты основных магистралей.
Вернулись в город – и стали в пробках. Одновременная реконструкция нескольких важных транспортных артерий привела к тому, что с началом активного дорожного сезона работающие харьковчане, которые каждое утро едут из микрорайонов – в центр, а вечером – обратно, проводят в дороге на 30–40 минут дольше обычного.
Вынуждены нарушать
Улица Шевченко – одна из главных артерий, по которой жители Салтовки, самого густонаселенного в Украине района, добираются в центр и обратно. С середины июня перекресток Шевченко и Матюшенко закрыли на реконструкцию. Ремонт распланировали капитальный: замена трамвайных путей, новое уличное освещение, светофоры и ливневая канализация. Поскольку лето было в разгаре и многие харьковские автомобилисты покинули город, это некоторое время не создавало проблем.
– Суть самой реконструкции переезда заключается в том, чтобы убрать с проезжей части трамвайные пути для того, чтобы обеспечить максимально быстрый проезд через перекресток колесного транспорта и дать возможность путевым работникам безопасно и нормально обслуживать трамвайные пути. По оценкам специалистов, 40–45 дней нам осталось, чтобы выполнить оставшийся объем работы, – отчитывался о ходе реконструкции 30 июля директор Департамента инфраструктуры Сергей Дульфан.
С началом сентября ситуация на перекрестке и окрестных улицах сильно усложнилась. Жители Салтовки вынуждены закладывать на дорогу в центр и обратно на полчаса больше.
– У метро «Киевская» – самая большая пробка в городе, тянется от жилищно-коммунального техникума и «Гелиоса» до станции метро. Каждое утро там стоят автомобили, да и днем тоже. Со стороны Салтовского шоссе тоже, дальше – от спуска Жилярди до Белгородского шоссе, – говорит харьковский автомобилист Владимир Заболотный. – Причина в том, что ремонты основных магистралей и перекрестков нужно было сделать летом и закончить, не дожидаясь пиковых нагрузок. Все лето на перекрестках ничего не делали, а начали работать только в начале августа. Время пути на работу увеличилось на полчаса.
В такой же ситуации оказались и другие автомобилисты Салтовки. Жительница 602-го микрорайона Ксения возит сына в одну из школ в центре города. Говорит – из-за пробок невозможно предсказать, сколько времени займет дорога к знаниям.
– Стоит все – Халтурина, мост по Ландау, Морозова до парка Артема, Салтовское шоссе – от Фисановича до 15-й больницы. Чтобы не опоздать в школу, приходится даже нарушать правила – объезжаю эту пробку по трамвайным путям, – признается автомобилистка.
Потребовали убрать «кирпич»
Множество нарушений правил дорожного движения фиксируют и на Коммунальном мосту по проспекту Ландау. Это место стало одной из самых проблемных точек города еще в прошлом году, когда здесь начался ремонт. В этом году работы возобновились 25 апреля, с тех пор по мосту – не проехать.
«Этот мост уже второй год подряд ремонтируют, позорище! Мост длиной 200 метров. Ямы такие – не объехать, одни мучения. Лично мне при объезде приходится круг давать в 10 км», – жалуется в Facebook автомобилист Евгений Колмагоров.
Этим летом мост основательно «раздели», сняв ограждения и асфальт одновременно на нескольких полосах. Кроме того, по обеим сторонам сделали собственные полосы для городского автотранспорта, автомобилистам оставили всего по одной полосе в каждую сторону, да и то – по встречке. В результате мост стал узким «горлышком», утром и вечером пробки здесь – до улицы Халтурина и «Турбоатома».
Чтобы не терять время, некоторые водители предпочитают не объезжать, а ломятся напрямую по полосе, выделенной для проезда общественного транспорта. На этой неделе такое поведение автомобилистов привело к созданию аварийной ситуации. 10 сентября на полосу выехал автокран и заглох. За ним образовалась большая пробка из таких же, не желающих ожидать. Самые нетерпеливые водители начали разбирать арматуру, которая отделяла полосу общественного транспорта от полос, закрытых для проезда, и выезжать на неотремонтированную зону. Это вызвало как осуждение, так и сочувствие других водителей в соцсетях. Харьковчане, с одной стороны, осудили автомобилистов за выезд на полосу для общественного транспорта, с другой – возмутились затягиванием сроков ремонтных работ.
«Этот мост уже три года делают! Как ни проезжаешь – только три студента работают», – написал харьковчанин Андрей в одном из популярных пабликов в Twitter.
6 сентября несколько харьковских активистов решили устроить инспекцию строительных работ и вызвали на мост полицейских из отдела безопасности дорожного движения.
«Потребовали убрать один знак «кирпич» и составили протокол об административном правонарушении на подрядчика. Причиной протокола явилось то, что рабочие находятся на объекте без согласования и разрешения на проведение работ, ведь срок закончился 24 августа», – отчитался об общественной инспекции один из ее участников Андрей Ильгов. Он написал также, что из 50 заявленных рабочих на эстакаде работают только семь человек, потому что, по словам мастера участка, материалы не завозятся.
Тендер на реконструкцию моста в 2017 году выиграла фирма из Херсона ООО «Специализированная механизированная колонна № 23». Контракт составил 25 миллионов. В дирекции компании говорят, что сроки работ действительно истекают 24 августа – но только не 2018-го, а 2019-го года. Сейчас на мосту мало рабочих, и это связано с технологическими особенностями строительства.
– Бетон должен набрать нужную прочность, плюс изоляция тоже должна набрать свои заданные технические характеристики. Мы пока идем в графике, немного даже опережаем. Все работы завершим в этом году, кроме перенавески проводов, потому что для этого нужно остановить движение троллейбусов, а это уже как решит горсовет. Мы пока с большим трудом добиваемся хотя бы «окон» в движении транспорта, – рассказала «ХН» директор ООО «Специализированная механизированная колонна № 23» Диана Бобровская.
По данным портала «Наші гроші», «СМК № 23» часто выигрывает тендеры «Киевавтодора». В этом году компания получила грандиозный подряд на 234 миллиона гривен для ремонта знаменитого столичного моста «Метро». У нее был только один конкурент в торгах, которому отказали из-за несоответствия документации.
Любимые подрядчики
Главный харьковский дорожный долгострой сегодня – участок Московского проспекта от площади Конституции до улицы Богдана Хмельницкого. Еще в ноябре прошлого года в начале улицы на неопределенный срок остановилось движение трамваев № 5 и 6, а автобусы пошли по другим маршрутам. Таким образом, попасть из центра города на улицу Богдана Хмельницкого или на площадь Защитников Украины стало возможно либо на автомобиле в объезд, либо пешком.
В прошлом году в горсовете обещали, что движение трамваев будет приостановлено только до 7 декабря, однако по паспорту объекта реконструкция распланирована на год, закончить работы строители должны в четвертом квартале 2018 года. Прошел почти год с тех пор, как выезд с площади Конституции на Московский проспект был раскопан, до срока окончания работ остается пара месяцев, однако рабочие недалеко продвинулись от того места, где начинали (см. фото). Водители говорят о том, что работы на таких важных магистралях должны быть более продуманы.
– Начало Московского проспекта – это же разгрузочный участок, там самый большой поток, связывает центр, вокзалы, рынки. Да, я согласен, что рельсы там должны быть в хорошем состоянии и асфальтовое покрытие тоже, но логистика работ совсем не продумана, перекрыть на год почти проезд в таком важном месте – это надо было придумать, – возмущен автомобилист Андрей Малеванный.
Тендер на реконструкцию Московского проспекта в сентябре прошлого года выиграла компания «Инсайт». Департамент строительства и дорожного хозяйства заключил с фирмой два контракта на реконструкцию Московского проспекта: от площади Конституции до улицы Богдана Хмельницкого и от улицы Богдана Хмельницкого до площади Защитников Украины. Сумма контрактов составила 185 миллионов гривен. Субподрядчиками с объемом работ более 20 % стоимости договоров будут ООО «Фирма «Харьковагроснаб» и КП «Дорремстрой». Последние – неизменные любимчики Департамента строительства. В частности, коммунальщикам достался контракт на ремонт дорожного покрытия на 60 миллионов гривен – от ямочного ремонта до асфальтирования, всего 94 объекта. Примечательно то, что в документах аукциона нигде не указаны адреса, по которым будут проводиться ремонтные работы – то есть общественность не сможет проконтролировать их качество и сроки проведения.
Любимый подрядчик горсовета, КП «Дорремстрой», неоднократно становился объектом расследования Харьковского антикоррупционного центра. По данным ХАЦ, «должностные лица этого коммунального предприятия в течение 2011–2013 годов, злоупотребляя своим служебным положением, незаконно осуществляли выплату заработной платы в завышенных размерах, начисляли лишние выплаты за работу в выходные дни, списывали топливо, завышали стоимость ремонта автотранспорта и оплату за юридические услуги».
В начале 2018 года один из руководителей предприятия также вызвал подозрения расследователей в недобросовестном декларировании. Как заявил юрист ХАЦ Владимир Рысенко, первый заместитель директора КП «Дорремстрой» Николай Бутенко в 2017 году купил новый автомобиль Mitsubishi Outlander стоимостью почти 800 тысяч гривен, при этом в декларации за 2016 год коммунальщик указал, что живет только на годовую зарплату в 155 тысяч гривен и больше сбережений у него нет, а предыдущую машину он продал за 327 тысяч гривен.
Многие тендеры, в которых участвует КП, имеют признаки сговора. В частности, 31 мая предприятие выиграло аукцион на проведение капитального ремонта проспекта Юбилейного от проспекта Тракторостроителей до Салтовского шоссе. При этом единственным конкурентом в торгах было ООО «ДСК Уровень». Эти два предприятия довольно часто встречаются на торгах.
– Договор еще не подписан, а работы на участке уже продолжались несколько недель. Это говорит о том, что в горсовете даже не сомневались в результатах тендера, – говорят расследователи ХАЦ.
Еще один «любимчик» горсовета, который выигрывает самые «вкусные» тендеры, – ООО «Паркинг +». Что неудивительно, ведь раньше компанию возглавлял директор Департамента строительства и дорожного хозяйства Владимир Чумаков. По состоянию на 2016 год компания заработала на ремонтах дорог около 850 миллионов гривен (по данным Panama Papers). Доходы ремонтников с тех пор только растут. В апреле этого года компания выиграла тендер на ремонт Московского проспекта от улицы Харьковских дивизий до бульвара Богдана Хмельницкого.
Особенностью больших реконструкций с участием фаворитов горсовета является то, что сроки работ в документах часто растягиваются на два-три года, а сметы постепенно увеличиваются в зависимости от подорожания тех или иных строительных материалов. Следовательно, у подрядчиков, которые практически лишены конкурентной борьбы, нет ни малейшего стимула делать дороги быстрее.
В такси могут посчитать время в пробке
Некоторые службы такси могут воспользоваться сложной ситуацией на дорогах и повысить тариф на поездку по «ремонтным» зонам города. Об этом «Харьковской неделе» рассказал председатель Харьковского областного отделения профсоюза таксистов Украины Сергей Старцев.
– Есть фирмы, которые все эти пробки учитывают в своих картах и машина пускается в объезд – получается несколько дороже, но зато машина гарантированно приедет на вызов. Есть фирмы, которые учитывают время в пути, при этом важно, чтобы водитель специально не заезжал в пробку. Был большой скандал недавно у одной из городских служб такси, когда водитель поехал не так, как предлагала карта, заехал в пробку возле метро «Барабашово» и посчитал и пробку, и объезд. В результате пассажиру была названа совсем другая сумма, чем он ожидал. Но это – скорее исключение, в Харькове с 2007 года сразу называют цену поездки, – говорит руководитель службы такси.
По его словам, ремонт дорог не всегда сказывается на трафике – по мнению Сергея Старцева, перекресток возле станции метро «Киевская» проезжать с регулировщиком иногда даже удобнее и быстрее, чем со светофором.