Александр «Фоззи» Сидоренко: «Харьков из человека вывезти невозможно»
Участник группы «ТНМК» Александр «Фоззи» Сидоренко рассказал «ХН», что будет в его новой книге о Харькове и почему он не хочет участвовать в Евровидении.
Новый сборник рассказов «Темнеет рано» – о чем он?
Я когда-то написал книгу «Ели воду из-под крана», это была книга о Харькове 90-х. Сейчас вспомнил какие-то школьные истории и решил написать о Харькове 80-х. Все происходит в Харькове – это истории детства, какие-то драки, кто как от армии косил. Какие-то истории реальны, какие-то нет. Это Новые дома и истории взросления.
Ностальгируете по тем временам?
Да Боже упаси!
Почему тогда эти воспоминания постоянно всплывают в книгах?
Время интересное было. Достаточно безрадостное, но яркое. Это такой вестерн украинский. В Америке это была эпоха Дикого Запада, воспетая и романтизированная. Она интересна в первую очередь потому, что в то время не работали никакие законы, и люди вынуждены были ярче проявлять свои плюсы и минусы. И тогда у нас люди тоже себя проявляли. Как и сейчас.
Каково это было – взрослеть на Новых домах в 80-е? Были опасные случаи?
Нет, рисковать не приходилось. Просто у кого-то забрали надежду, дети вынуждены были взрослеть в темное время. Потому книга так и называется – «Темнеет рано». Это была угроза такая в свое время, устойчивый фразеологизм, который я в Харькове часто слышал: «Ходи, оглядывайся, темнеет рано».
Ваша первая группа, из которой вырос «ТНМК», тоже называлась «Новые дома». Что-то осталось сейчас в вашей музыке от того времени?
Можно человека вывезти из Харькова, но Харьков из человека вывезти невозможно. Мы были школьным ансамблем 11-й школы. Я был там недавно на аукционе «Баш на баш» (сбор средств для раненых бойцов организовали школьники в память о Данииле Дидике, погибшем в теракте у Дворца спорта 22 февраля 2015 года – ред.). Я очень рад, что школа так ярко проявляет себя в этот исторический момент и дети сами определяют вектор своего развития.
Недавно вы отыграли юбилейный концерт «20 сезонов» в Киеве. Харьков сможет его увидеть?
Мы будем играть в Харькове 14 января. Могли бы назвать наш концерт юбилейным, но это был бы обман слушателя. Концепция того концерта была в том, что там присутствовал ряд специальных гостей – Нина Матвиенко, Диля, «Брати Гадюкіни».
«ТНМК» отыграли невероятное количество дуэтов. Был и симфонический оркестр, и «ВИА Гра», Нина Матвиенко. С кем еще хотелось бы спеть?
Сейчас Фагот в Харькове занимается сведением песни «Гострі ножі», которую мы записали с группой «Брати Гадюкіни». После этого дуэта начнем работать над новым альбомом и, если возникнет интересная задача, которую мы не сможем реализовать сами, – тогда уже будем думать, с кем сыграть. Сейчас собираемся играть Рождественский концерт в Киеве, а в следующем году надо будет проехать по Украине с симфоническим оркестром.
Не хотите в рамках эксперимента поучаствовать в Евровидении?
Есть предложение попробовать, но это конкурс вокалистов эстрадных, там достаточно четкие рамки. Я никогда не мог представить, чтобы мы там могли выступать.
На прошлом отборе на Евровидение с Андреем Запорожцем вышел скандал (его обвиняли в непатриотизме за гастроли в России). Как относитесь к коллегам, которые ездят на гастроли в Россию или Крым?
Это личный выбор каждого. И SunSay, и Бабкин всегда были абстрагированы от исторических и политических ситуаций, и я не думаю, что у них есть какие-то антиукраинские идеи. Есть музыканты, которые фокусируются на социальных вопросах, есть те, кто устраняется. Я музыкантов по музыке оцениваю.
Вы вот фокусируетесь на социальных вопросах, армии помогаете. Перемены происходят в стране?
Это вопрос эволюции. Мне кажется, что общество меняется, и меняется в лучшую сторону. Хотелось бы, чтобы быстро перемены происходили, но так не бывает. Значит, будем меняться медленно, и задавать вопросы в первую очередь себе.