Электричество кончилось. В Харькове из-за долгов – трамвайно-троллейбусный коллапс
«Горэлектротранссервис» задолжал за электроэнергию больше 47 миллионов гривен. Энергетики обещают каждые выходные отключать депо, пока коммунальное предприятие не оплатит хотя бы текущие долги.
По субботам и воскресеньям в Харькове становится сложно прокатиться на трамвае или троллейбусе, так как «Облэнерго» отключает от электричества подстанции «Горэлектротранссервиса». В прошедший уик-энд половина трамваев и 47 троллейбусов не вышли на маршруты. В горсовете называют действия энергетиков противозаконными и бездумными. Те в ответ лишь разводят руками – они восемь месяцев фактически кредитуют городской транспорт.
«Хотим получить свое»
Первый «звоночек» прозвенел еще в апреле – тогда «Харьковоблэнерго» впервые обесточил транспортников, правда, только административные здания. Предупреждение не подействовало – если весной долг составлял 30 миллионов, то к концу лета он вырос до 47 миллионов гривен. В августе энергетики перешли к более радикальным мерам – свет начали выключать в депо. 14 августа не вышли на рельсы трамваи пяти маршрутов, в последние выходные месяца – уже половина подвижного состава, а также десятки троллейбусов. Транспортники не платят за электричество. В этом году на счета «Харьковоблэнерго» поступило меньше 1% от суммы долга. Отключения – это жест отчаяния, говорят энергетики.
«Восемь месяцев мы провозили харьковчан за свой счет, у городских властей было время решить эту проблему. До бесконечности кредитовать городской электротранспорт мы не можем. Мы покупаем электроэнергию на оптовом рынке, если конечный потребитель не оплачивает – нам купить не за что. Деньги из воздуха не берутся. Мы просто хотим получить свое», – заявил пресс-секретарь компании Владимир Скичко.
В горсовете отключения восприняли в штыки, ответ последовал незамедлительно. 26 августа сотрудников «Горэлектротранссервиса» вывели на пикет к администрации «Харьковоблэнерго». Причем к ним присоединились работники других предприятий-должников – «Харьковводоканала» и «Тепловых сетей». Вместе эти три коммунальные предприятия задолжали за электричество 700 миллионов гривен. Коммунальщики и чиновники горсовета в унисон твердят: виноват Киев, в этом году за перевозку льготников из госбюджета не пришло ни копейки.
«Государство выделяло средства, компенсируя эту льготную перевозку, а затем деньги путем зачетов попадали на счет «Харьковоблэнерго». С 2016 года такой механизм не работает, не могу сказать, почему это происходит», – отметил замдиректора «Горэлектротранссервиса» Виктор Громыкин.
Такие же жалобы и у «Харьковских теплосетей» и «Харьковводоканала». Представители предприятий, которые вышли пикетировать энергетиков, подчеркивают, что не получают от правительства обещанной компенсации за тех, кто оформил субсидии. В бюджете Харькова на 2016 год заложили чуть больше миллиарда гривен на эти цели, все деньги должны были прийти в качестве субвенций из госказны. Сумма покрыла бы задолженность коммунальных предприятий перед энергетиками, но субвенций до сих пор не дали.
Временное перемирие
На этой неделе в войне коммунальщиков с энергетиками наметилась временная передышка. В понедельник представители «Харьковоблэнерго» и горсовета сели за стол переговоров.
«Мы договорились о том, что городской электрический транспорт отключать не будут. Также это касается объектов «Харьковских тепловых сетей» и «Харьковводоканала». Мы будем работать над тем, чтобы увеличить расчеты с «Облэнерго», – отметил после совещания Игорь Терехов, первый заместитель городского головы.
Вице-мэр пообещал, что коммунальные предприятия начнут оплачивать текущие счета. В тот же день сотрудники этих предприятий сняли блокаду с офиса «Харьковоблэнерго», а энергетики дали ток в депо. Все трамваи и троллейбусы вышли на маршруты. Но никто не исключает, что перемирие окажется временным – ведь погасить уже накопившуюся задолженность не обещали. В то же время у «Харьковоблэнерго» начинается сложный период подготовки к зиме: энергетики переживают, что не смогут оплачивать ремонтные работы. Сейчас все деньги ремонтного фонда идут на закупки электричества. В горсовете предлагают «поднажать» на Кабмин общими усилиями.
«Мы обращаемся в Киев все время. Нам нужен такой партнер, как «Облэнерго» в этом – я не назвал бы войной – переговорном процессе с центральными органами власти. А мы оставлены один на один», – пожаловался заместитель мэра по вопросам инфраструктуры Евгений Водовозов.
В горсовете отправили в Кабмин очередное письмо с требованием компенсировать перевозку льготников, но пока оно остается без ответа.
Все больше льготников
Сотрудники трамвайных депо подтверждают: основной их контингент – льготники. Причем тех, кто имеет право на бесплатный проезд, в 2016 году стало существенно больше.
«Сейчас их не меньше 70% от всего количества пассажиров, – рассказывает Ольга, водитель трамвая с 15-летним стажем. – И если раньше это были в основном пенсионеры, то сейчас все больше молодые люди, многодетные, ветераны АТО, еще какие-то люди с корочками. А проверить, настоящие это документы или нет, мы не можем – я, например, работаю без кондуктора, и большинство водителей тоже. Открываем только переднюю дверь, пассажиры ругаются, конечно, но что делать».
Водитель рассказывает: кондукторов на предприятии практически нет, потому и собрать оплату за проезд у оставшихся 30% нельготников сложно. Да и среди водителей наблюдается нехватка кадров. Молодежь, по ее словам, не задерживается дольше, чем на несколько месяцев, поскольку план у каждого водителя – продать за смену 500 талончиков. Если не получается – приходится платить из своего кармана.
«Меньше, чем ставку, конечно, не получишь, но на подобные расходы может уйти вся премия и надбавки. В итоге получаются совсем смешные суммы. Каждый месяц не знаешь, какая будет зарплата», – жалуется водитель.
По ее мнению, «Горэлектротранссервису» следовало бы вернуть контролеров на маршруты. Если бы контрольные бригады регулярно ловили зайцев, можно было бы повысить выручку в два раза даже без кондукторов и с таким количеством льготных пассажиров.