Десять талонов в месяц. В Роганской ОТГ ограничили право льготных категорий на проезд
Пассажирам льготных категорий разрешили всего пять раз в месяц бесплатно проехать в маршрутке до Харькова – туда и обратно. На эти путешествия местные чиновники отпечатали и выдали талончики. Остальные поездки инвалиды и пенсионеры должны оплачивать из собственного кармана. Запереть людей дома чиновники решили, жалуясь на то, что не могут компенсировать их проезд из бюджета. Деньги себе на премии по 200 % от зарплаты в конце месяца, квартала и года чиновники нашли.
«СИЛЬНО НЕ ПОКАТАЕШЬСЯ»
Пенсионерке Людмиле Дмитриевне Дюженко 77 лет. Ее пенсия – около двух тысяч гривен в месяц. Чтобы сэкономить, она ездит несколько раз в неделю на рынок у станции метро «Пролетарская». Логика проста: продукты в городе дешевле, чем в Рогани примерно на треть.
– Я не могу в руках унести много, понимаете? Я плохо хожу. Поэтому я сегодня одни продукты купила, в другой день другие продукты купила, что-то же надо кушать. Поэтому езжу часто. На Пролетарской масло 54,20 гривен за килограмм, а здесь – 72 гривны. Есть разница? Теперь ума не приложу, как ездить. Понимаю, что поездки надо сокращать, но что я буду делать? Никого это не интересует, – сетует Людмила Дмитриевна.
На остановке общественного транспорта собралось с десяток людей – все ждут маршрутку. Среди них есть и такие, кто не слышал о нововведениях, по которым количество поездок для льготников с 4 марта жестко регламентировано.
– Как по талонам ездить? Где их брать? Я не знала, у меня нет талона. И что, меня теперь из маршрутки выкинут? – возмущается женщина.
Водитель пока лоялен, пропускает тех, кто до сих пор не «обилетился» в исполкоме, но добавляет, что «все это – на вашей совести».
Пенсионерка Вера Николаевна Киселева вернулась из Харькова уже за свой счет. Чтобы сэкономить полученные талоны, проезд в обратную сторону она оплатила.
– У меня пенсия полторы тысячи гривен в месяц – сильно не покатаешься, – говорит пенсионерка. – Дают на месяц десять талонов, это пять поездок в город всего. Сюда поехала по талону, а назад уже деньги платила. Экономия такая. Потому что пять поездок в месяц – это очень мало. Мне нужно туда-сюда три раза в неделю ездить. Купить продукты, лекарства. А летом и того чаще, я на огороде что-то вырастила – поехала, продала. Летом мне чаще нужно ездить.
ЗАБЫЛИ О ЛЮДЯХ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Официально эксперимент в Роганской ОТГ с талонами стартовал 1 марта, но фактически ездят с ограничениями льготники с 4 марта. Чиновники уверены: пути назад нет. Заместитель главы громады Анатолий Топчий говорит, что местные власти не обязаны оплачивать льготу, которую предоставило государство. Потому талоны на льготный проезд выдают сразу на три месяца – по 30 штук на руки – в Роганском доме культуры, бывшем сельсовете в Хролях, и ЖЭКе поселка Докучаевское (в ОТГ вошли пять населенных пунктов).
– Государство дало льготы, государство должно и оплачивать эти льготы. Нам предоставлено право финансировать льготный контингент, но мы не обязаны это делать. Мы используем это право в пределах своих финансовых возможностей. На месяц дается десять талонов, но выдаем сразу на три месяца – 30 талонов. Человек может использовать эти талоны в течение этого времени так, как ему заблагорассудится, – говорит Топчий.
По информации чиновников, в ОТГ 15 тысяч жителей, треть из них льготники. К 6 марта талоны получили две с половиной тысячи человек, остальные еще не обращались. Уже на старте эксперимента исполнительная власть признает, что ограничение десятью поездками в месяц – довольно жесткое решение. Но не настолько, чтобы бояться народного протеста.
– Есть в этом плане кое-какие недоработки. Людям с инвалидностью 1–2 групп нужно чаще ездить, чем другим категориям, на лечение, на процедуры. Мы об этой категории не знали и не могли учесть. Сейчас это все всплывает на поверхность, и мы обязательно добавим количество поездок по их требованию на следующей сессии, – говорит Топчий.
В прошлом году на компенсацию проезда льготного контингента местные власти выделили перевозчику 450 тысяч гривен. Такая компенсация привела к тому, что в январе автобусы не вышли на маршрут.
Эксперимент с талонами местная власть начала после давления громады. Настоящий транспортный коллапс случился в Рогани в январе, когда на маршрут не вышел ни один автобус. В результате несколько дней школьники были вынуждены ходить в школу 2,5 км пешком, а жители добираться до своих рабочих мест попутным транспортом. Письма во всевозможные инстанции – от главы Харьковской облгосадминистрации до Кабмина – не помогли наладить транспортное сообщение. Только после того, как коллапс осветили в СМИ, автобусы начали ходить более-менее регулярно. После переговоров с перевозчиком местные жители решили проинспектировать два маршрута автобусов: № 1174 «Харьков – Большая Рогань» и № 1186 «Харьков – Рогань». Их исследования длились 27 и 28 января.
– К проверке подтолкнуло то, что наш председатель постоянно говорил нам, что они платят деньги из бюджета, а перевозчик не возит. Мы сели на эти автобусы и решили прокатиться с 5:50 утра воскресенья и понедельника. Комиссия состояла из активиста, представителя перевозчика и представителя нашего сельсовета, – рассказала «ХН» активист Людмила Кириченко.
Следственный эксперимент подтвердил три проблемы, о которых кричал владелец маршрута: дороги не посыпали песчано-солевой смесью с утра, из-за ям на асфальте транспорт выходил из строя, водитель ежедневно менял колеса. Третья причина, из-за которой водители отказывались ездить, – много льготников, проезд которых должны компенсировать власти ОТГ.
– Мы понимаем, что в автобусах много льготников, и за них ничего не перечисляется. Мы сели, посчитали, сколько человек в сутки, потом в неделю по этому числу, в месяц и в год. И я понимаю, что перевозчику должны компенсировать около восьми миллионов гривен в год, а не 450 тысяч гривен, – говорит Людмила Кириченко.
Составив акты по факту мониторинга, активисты пришли на встречу с главой Роганской ОТГ Федором Шевченко. Спустя четыре дня встреча с местными жителями, перевозчиком и властями ОТГ была организована. Федор Шевченко, ознакомившись с документами, сходу предложил компенсацию перевозчику в два миллиона гривен. Но к концу сборов поостыл и отметил, что за это еще должны проголосовать депутаты.
– Когда председатель увидел наши акты, он сам предложил такую сумму. Никто его за язык не тянул. Чтоб он не передумал, мы создали петицию о том, чтобы выделить перевозчику два миллиона гривен компенсации, а также чтобы вовремя чистили дороги. За полтора дня мы собрали 200 подписей, – говорит Людмила Кириченко. – На сессии проголосовали за компенсацию в 2 миллиона, но и приняли талоны параллельно, что ограничило людей в поездках. Теперь люди думают, ехать или сэкономить поездку.
Анатолий Топчий говорит, что ограничили право льготников на бесплатный проезд законно и предусмотрено постановлением Кабмина № 196 от 14 марта 2018 года «Об установлении государственных социальных нормативов в сфере транспортного обслуживания».
– По 196-му постановлению Кабмина рекомендовано восемь поездок, наши депутаты приняли десять – то есть даже больше, чем в постанове, – говорит Топчий.
На самом деле – нет. В документе вводятся разные социальные нормы на проезд для льготного контингента по всем областям Украины, отдельно фигурирует только Киев (см. графику). Каждому льготнику в месяц предусмотрено 30 поездок – 15 дней туда и обратно. Для Харьковской области нормы установлены в таких пределах: 5 поездок на трамвае и троллейбусе, 7 поездок в метрополитене, 5 поездок в автобусах городского сообщения и 8 поездок на междугородних маршрутах.
Но ведь в Роганской ОТГ нет ни трамваев, ни троллейбусов, ни метро. Только междугородние автобусы. На этот случай в постановлении Кабмина есть «Примечание», суть которого в следующем – в случае неиспользования поездок определенным видом транспорта человек может использовать их на других видах в пределах социальной нормы, установленной в месяц.
То есть даже по этому постановлению Кабмина жители Рогани должны были получить 30 талонов на месяц, а не на квартал.
КАК БУДУТ РАССЧИТЫВАТЬСЯ
Перевозчик будет получать компенсацию по мере возврата талонов в поссовет.
– Два миллиона будем компенсировать по мере возврата талонов. Сколько он перевезет, вернутся талоны – это будет подтверждение того, что наши жители проехали в данном виде транспорта, и на эту сумму мы перевозчику выплатим до десятого числа каждого месяца, – обещает Топчий.
Владелец компании-перевозчика Валерий Дробушко приветствует решение местных властей о введении талонов, но сильно сомневается, что в Роганской ОТГ легко расстанутся с деньгами – даже за то количество поездок, которое определили решением сессии.
– Я буду сказочно богатый человек, если мне поселковый совет заплатит столько. Они выделили два миллиона – это получается они в месяц должны отдавать чуть меньше 200 тысяч гривен. А талонов они сколько выдали? На две с половиной тысячи человек? В итоге если подсчитать, в год сумма выйдет больше, чем 2 млн грн. Но тут вопрос хоть бы это отдали, а то они вообще ничего не хотят отдавать, – говорит Валерий Дробушко.
Перевозчик говорит, что если бы ему действительно компенсировали такую сумму, то можно было бы и автопарк капитально отремонтировать, и новые автобусы закупить.
Без талонов Дробушко решил возить пассажиров нескольких льготных категорий – участников Второй мировой, афганцев, АТОшников и детей-инвалидов. Школьников до 12 лет пять дней в неделю перевозчик не отказывается доставлять в город и обратно.
– Это дети, понимаете, я и до этого возил их бесплатно. Сейчас я выдам им проездные. Из школы и в школу я буду возить бесплатно, но если ребенок едет на тренировку в воскресенье, извините, тогда пусть родители платят, – говорит Валерий Дробушко.
МИЛЛИОНЫ НА ПРЕМИИ, А НЕ НА ДОРОГИ
Деньги на компенсацию проезда льготников не пять раз в месяц, а как положено по закону власти Роганской ОТГ могли бы легко найти. Это одна из лучших громад в Харьковской области: после объединения громад в 2016 году бюджет Роганской ОТГ вырос в четыре раза и в 2018 году составлял 103 миллиона гривен. Улучшения в инфраструктуре жители заметили, но незначительные. В части ремонта дорог – вообще никаких сдвигов. Местные власти оправдываются тем, что часть дорог находится на балансе дорожного фонда Харьковской области, поэтому они могут ремонтироваться только на условиях софинансирования с областным бюджетом.
В то же время проверка Государственной аудиторской службой за 2017 и 9 месяцев 2018 года выявила грубые нарушения в сфере распределения бюджетных средств. Из отчета следует, что местные власти не выполняют план по затратам даже при перевыполнении годового бюджета. Но вместо того, чтобы направлять средства на улучшение инфраструктуры, тратят деньги налогоплательщиков на доплаты и премии чиновникам и сотрудникам коммунальных предприятий.
«Вследствие невыполнения плановых показателей расходов в 2017 году на сумму 3,5 миллиона и на сумму 14,3 миллиона гривен (спецфонд) и за 9 месяцев 2018 года – 13 510,72 тыс. грн и 11 704, 25 тыс. грн, бюджетные средства не были направлены на выполнение запланированных мероприятий как в социальной сфере, так и для улучшения инфраструктуры объединенной территориальной громады», – сказано в официальном отчете.
За аналогичный период аудиторы выявили другую тенденцию: в ОТГ существенно возросли бюджетные затраты на зарплату чиновникам. За 2017-й и 9 месяцев 2018-го года работникам исполкома начислялась ежемесячная премия в размере от 70 до 200 %.
«Заработная плата рассчитана с учетом повышения размеров должностных окладов и размеров минимальной заработной платы, надбавок за ранг (для госслужащих), выслугу лет, надбавки за высокие достижения в труде и за выполнение особо важной работы людьми, которые непосредственно занимаются разработкой проектов нормативно-правовых актов, проводят экспертизу проектов таких актов в размере 50 % до 100 %, надбавки за интенсивность труда, доплата до минимальной заработной платы. Кроме того, в фонд заработной платы за соответствующие годы учтена ежемесячная премия в размере от 70 % до 200 %, квартальная, годовая и на государственные и профессиональные праздники в размере 100 %», – сказано в отчете.
На себя любимых чиновники потратили на 1 млн 690 тыс. гривен больше, чем должны были. Хорошие премии получали не только чиновники, но и руководство двух учреждений внешкольного образования – Центра детского и юношеского творчества и Детско-юношеской спортшколой.
НАРУШАЮТ РЕШЕНИЕ СУДА
В то же время, как удалось узнать «ХН», постановление Кабинета Министров, на которое ссылаются руководители Роганской территориальной громады, еще в конце 2018 года было отменено.
24 декабря 2018 года Окружной административный суд Киева отменил постановление Кабмина № 196 «Об установлении государственных социальных нормативов в сфере транспортного обслуживания» и признал его недействительным.
В определении суда указано, что «ни одним нормативно-правовым законодательным актом не предусмотрены полномочия Кабинета Министров Украины устанавливать социальную норму поездок транспортом общего пользования для лиц с инвалидностью». Единственный нормативный акт, которым установлены права пассажиров льготных категорий, – Закон Украины «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью». «В части первой статьи 38-1 указано, что лица с инвалидностью I и II группы, дети с инвалидностью и лица, сопровождающие лиц с инвалидностью I группы или детей-инвалидов (не более одного человека, который сопровождает человека с инвалидностью I группы или ребенка с инвалидностью), имеют право на бесплатный проезд в пассажирском городском транспорте (кроме такси) при наличии удостоверения или справки, указанных в настоящем Законе, а в случае внедрения автоматизированной системы учета оплаты проезда – также электронного билета, который выдается бесплатно», – сказано в определении суда.
Также суд отменил постановление Кабмина № 197 о монетизации льгот («Некоторые вопросы предоставления льгот в наличной форме по оплате льготного проезда всеми видами транспорта общего пользования на городских, пригородных и междугородных маршрутах»).
Но Кабмин решил подать апелляцию на решение Окружного админсуда. В конце марта должно состояться первое заседание по сути.
А КАК У НИХ
Во Львове пенсионеры едут бесплатно
О том, как организована система оплаты за проезд в городском транспорте, рассказал городской голова Львова Андрей Садовый, который на днях приезжал в Харьков. В начале 2019 года исполком принял несколько решений, которые в корне изменили систему оплаты за проезд в городском транспорте. Стоимость билетов в трамвае и троллейбусе отныне зависит от времени, как в большинстве европейских городов.
– У нас все пенсионеры, школьники, инвалиды ездят бесплатно во всех видах транспорта – как коммунальных, так и частных. Это моя принципиальная позиция. Если у человека пенсия полторы тысячи гривен, нельзя его «закрывать» дома. Шесть или семь гривен – это дорого для пенсионера. А вообще в мире есть много городов, где люди бесплатно пользуются общественным транспортом.
По словам мэра Львова, такое решение было принято не без дискуссии – были жители города, которым подобная схема оплаты за проезд не понравилась.
– У нас была дискуссия, и она закончилась решением, которое поддержали 99,9 % жителей. Конечно, на миллионный город найдется 20 человек, которые скажут: «Мы против». Я уважаю их позицию, но мы не можем поставить их впереди миллиона человек, – заявил Садовый.
Решение о том, чтобы повысить стоимость проезда в маршрутках Львова, исполком принял в январе 2019 года. До этого жители и гости города ездили за 5 гривен. В 2018 году частные перевозчики отказались возить пенсионеров и других льготников бесплатно, путем длительных переговоров с ними удалось достичь компромисса: перевозчикам разрешили повысить цену билетов, вместо этого они вернули льготникам право бесплатного проезда.