Цифровые налоги. Возможны ли они в Украине?
НАЛОГИ
Каждый гражданин обязан платить налоги государству. Это утверждение мы слышим очень часто.
В прошлом, когда люди расплачивались с государством – золотом, медью или серебром - альтернативы не существовало. Так как налог можно было получить только в материальном/физическом виде – монеты, банкноты и так далее.
В настоящее время происходит очень много изменений на финансовых рынках – и вместо физических активно используются другие разновидности денег: акции на фондовом рынке, криптовалюты, цифровые кошельки, учетные деньги на банковских счетах и прочие.
Также в мировой экономике существуют страны, которые не собирают налоги со своих граждан, а формируют государственный бюджет из других источников. Например:
- В Монако нет подоходного налога с граждан.
- В Андорре подоходный налог и НДС отсутствуют.
- В ОАЭ нет подоходного налога и налога на личную прибыль.
Эти страны формируют государственный бюджет из доходов от добычи полезных ископаемых, массового туризма или налогов на определенные виды бизнеса. Данный опыт напрямую нельзя применить к нашей стране: украинская экономика приносит не так много дохода, чтобы можно было формировать бюджет без участия налогов.
Для стимулирования тех или иных отраслей экономики государство может ввести налоговые льготы и освободить предприятие или юридическое лицо от уплаты всего или какой-то части налога на определенный период.
Можно ли совместить преимущества налоговых льгот и преимущества сбора налогов для нашей страны? Например, продолжать собирать налоги с граждан, чтобы финансировать статьи государственного и муниципальных бюджетов и, в тоже время, не изымая деньги у граждан в виде налога на доходы?
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ
Современное украинское государство использует открытую финансовую систему, которая активно взаимодействует с глобальной.
И наша финансовая система не является замкнутой: количество денежной базы и денежной массы постоянно увеличивается. Украина вынуждена использовать разные виды первичной и скрытой эмиссии для увеличения количества денег и наращивает государственный долг.
Количество денег в нашей государственной системе постоянно увеличивается. Если посмотреть на цифры Министерства финансов и НБУ за 2018 год, то собранные налоги с физических лиц составили 91.7 миллиарда гривен. Скрытая эмиссия в виде прибыли НБУ составила 44.6 миллиарда. Также НБУ создает новые гривны, выкупая валюту на рынке и выпуская облигации государственного займа.
Наше государство, с одной стороны, достаточно эффективно создает новые деньги, необходимые для финансирования государственного бюджета в условиях экономического спада (скрытая эмиссия, государственный долг и другие), но, с другой стороны, продолжает собирать деньги с граждан в виде налогов.
Достаточно много субъектов экономической деятельности и физических лиц уклоняется тем или иным способом от налогообложения и активно создает базу для теневой экономики. В результате, государство вынуждено тратить значительные средства на содержание налоговой инспекции, которая пытается бороться с уклонением от налогов.
Почему наше государство в XXI веке продолжает собирать налоги?
- Традиционное мышление – всегда собирали и продолжаем собирать.
- Потому что налоги распределяются в разные виды бюджетов – местные, целевые и государственные. Эта система сложилась исторически, ее сложно реорганизовать, так как собираемые налоги уже учтены в планах расходования бюджетов всех уровней.
ЦИФРОВЫЕ НАЛОГИ
В XXI веке большинство денег и операций с ними перешли в форму цифровых транзакций на уровне государства и субъектов экономической деятельности. Наличные деньги продолжают использоваться в обороте, но большинство операций с ними регистрируется в цифровой форме при помощи кассовых аппаратов. Начисление заработной платы в большинстве случаев происходит в безналичной (а значит цифровой) форме.
Государство может осуществлять полный контроль за всеми денежными операциями, которые осуществляются в безналичной/цифровой форме. Этот технологический прорыв позволяет по-другому посмотреть на взаимодействие государства и его налогоплательщиков. Например, попробовать полностью поменять этот подход:
Государство самостоятельно генерирует налоги за участие граждан в экономической деятельности.
Иными словами, государство не "собирает/забирает" налоги у граждан, а "генерирует налоги" (или платит само себе налоги). То есть налог перестает быть удержанной частью дохода, а становится дополнительным платежом/деньгами которое государство переводит на свой налоговый счет. При получении дохода, подлежащему налогообложению, государство не вычитает из него налог, а добавляет его к нему (можно этот новый подход назвать - "налогодобавлением").
Простой пример: физическое лицо заработало 1000 гривен, которые полностью получает без каких-либо удержаний. При проведении этого дохода в цифровой форме при перечислении заработка на счет физического лица государство генерирует на "свой налоговый счет" 180 гривен заработанных налогов (рассчитано на основе текущей ставки НДФЛ – 18%) .
Да, существуют риски при введении такого подхода. Основной - "генерирование налогов" буде приводить к дополнительной эмиссии (то есть выпуску) денег и вызывать инфляцию (удешевление стоимости/покупательной способности денег).
Суммы скрытой и первичной денежной эмиссии в Украине примерно того же порядка что и суммы собираемых налогов с прибыли предприятий и налогов с физических лиц. И если вместо скрытой эмиссии будет использоваться эмиссия генерируемых налогов, то:
- Эмиссия генерируемых налогов будет привязана к экономическим процессам - зарплаты граждан/налоги на доходы физических лиц.
- Эмиссия генерируемых налогов будет контролироваться цифровыми инструментами. И если налогов генерируется слишком много, то можно уменьшать процент генерируемых налогов (на ежедневном уровне)
- Новый подход "налогодобавления" значительно ускорит экономический рост, что увеличит рост доходов государственного бюджета по другим статьям и даст возможность уменьшить эмиссию в виде генерируемых налогов.
Несомненно, такое нововведение потребует разработки новой финансовой модели государства с максимальным применением цифровых технологий, которые позволят видеть все финансовые процессы на ежеминутной основе и контролировать эмиссию генерируемых налогов.
ПРЕИМУЩЕСТВА ГЕНЕРИРУЕМЫХ/ЦИФРОВЫХ НАЛОГОВ:
- Остается неизменной система распределения налогов между разными бюджетами – эту часть не надо менять и перестраивать уже сложившиеся потоки/механизмы финансирования.
- Исчезает необходимость уклоняться от налогообложения!
- Полностью меняется взаимоотношения граждан и субъектов экономической деятельности с государством и налоговой инспекцией!
- Если ввести кешбек от сгенерированных налогов, то становится невыгодно уклонятся от налогообложения. Наоборот, будет выгодно показать свои доходы для получения кешбека.
- Налоги генерируется и контролируются цифровыми/техническими способами, которые не требуют значительных затрат (подобную систему можно достаточно легко реализовать с использованием современных цифровых технологий).
- Генерация налогов возможна только при цифровых/безналичных операциях. И это приведет к увеличению безналичных операций, что снизит масштабы наличных операций и уменьшит долю теневой экономики.
- Увеличиваются доходы физических лиц, которые будут потрачены внутри Украины. Это вызовет подъем внутреннего спроса и ускорит экономический рост.
То есть, несмотря на возможные риски, плюсов от цифровых налогов видится больше. А недавние нововведения, которые реализуют в Министерстве цифровых трансформаций совместно с ключевыми компаниями и агентствами Украины (например, запуск приложения “Дія” вместе с волонтерами ЕРАМ и рядом других компаний), доказывают, что государство может рассчитывать на поддержку бизнеса в масштабных проектах.