"Чтобы дети не остались без образования", — Павел Сушко выступил в защиту харьковской специальной школы

На прошлой неделе в спецшколе побывал глава правительства Денис Шмыгаль.

К 2026 году, согласно стратегии реформирования системы институционного ухода и воспитания детей, специальную школу им. Короленко и другие спецшколы Украины могут закрыть. Коллектив, родители и народные депутаты от партии "Слуга народа" борются за право на существование таких школ.

Национальная стратегия реформирования системы институционного ухода и воспитания детей на 2017–2026 годы, утвержденная распоряжением Кабинета Министров Украины от 09 августа 2017 года № 526-р, предусматривает закрытие до 2026 года всех институционных учреждений, в том числе специальных школ, если в них проживают более 15 воспитанников. В этом документе объединены "судьбы" не только детей, лишенных родительской опеки, но и воспитанников специальных школ. Помочь решить вопрос пытаются народные депутаты.

В специальной школе им. Короленко подчеркивают, что для обучения детей с нарушением зрения или слуха в общеобразовательных учреждениях пока ничего нет — ни литературы, ни оборудования, ни обученных педагогов. На это понадобятся годы.

"Представьте: пласт детей с инвалидностью нашей нозологии — с проблемами зрения. Они будут выброшены. Кто в массовой школе будет заниматься такими детьми? Во-первых, специалистов нет, учебников нет, социум не готов работать, законодательная база отстает… Эту проблему необходимо решать", — поясняет директор школы Александр Белоусов.

Основное предложение — разработать отдельную программу стратегии реформирования специального образования и исключить специальные школы из учреждений институционного ухода за детьми, деятельность которых должна быть прекращена до 2026 года. Специальные школы не против реформирования, однако оно не должно привести к их закрытию.

"Нужно реформировать специальные школы путем создания на их базе инклюзивных классов или сделать эти школы опорными для подготовки учителей инклюзивных классов общеобразовательных школ, но не закрывать. Учителя общеобразовательной школы не будут иметь базы — где взять опыт, знания, как преподавать этим деткам", — отметила мама десятиклассницы Ирина Волохай.

Вопросом стали заниматься уже сейчас, потому что в 2026 году будет поздно. Народный депутат, глава Харьковского областного отделения партии "Слуга народа" Павел Сушко инициировал создание рабочей группы в составе комитета Верховной Рады Украины по вопросам образования, науки и инноваций в декабре 2019 года.

"Сфера специального образования стала предметом моего пристального внимания, когда процесс внедрения инклюзивной формы обучения начал развиваться не как альтернатива специальным школам, а как единственно возможная форма образования для детей с нозологиями. Осознав угрозу потери такой базы образования для детей с особыми образовательными потребностями, я выступил в защиту специальных школ, пытаясь донести главное: специальные школы имеют знания и опыт, которые должны быть использованы в развитии инклюзии. Утратив многолетний опыт и знания, мы придем к катастрофическому результату, когда инклюзивное образование в общеобразовательных школах еще не будет создано, а работа специальных школ уже будет прекращена. Дети останутся без образования", — сказал Сушко.

"МЫ СМОТРИМ РУКАМИ"

Учителя живут своим делом и говорят: в школе — особая атмосфера, все направлено на то, чтобы сделать процесс обучения интересным, а главное — доступным для детей. В классах биологии и географии парты расставлены по кругу, чтобы учителю было удобно подойти к каждому ребенку, направить его руки на восприятие новой информации. В общеобразовательной школе столько времени уделять не смогут.

"Это специальный кабинет. Расположение парт особенное. Есть освещение не только центральное, но и на каждой парте, есть дополнительное оборудование. Каждый раз нужно использовать специальные методики, карты. Нужно детям больше времени уделять. Мы смотрим руками", — поясняет учитель географии Елена Мезенцева.

Дети с нарушениями зрения очень чувствительны к интонации, поэтому учителя не повышают на них голос. Для стабилизации эмоционального состояния воспитанников школы Короленко есть сенсорный класс, где они осваивают песочную анимацию, играют в футбол на интерактивном полу и смотрят на светящуюся лампу с рыбками.

"Я работаю с детьми, когда их нужно расшевелить либо снять гипертонус – занимаемся сенсорной интеграцией. Я направляю, но даю свободу действий, знаю, как у детей прошел день и что им нужно. Если у них была контрольная, им надо больше расслабиться, если день тихий – им надо пошевелиться. Можем заниматься творчеством, лепить, играть в настольные игры", — рассказывает педагог по сенсорной интеграции и учитель спецкласса Леся Владиславовна.

Занятия длятся с 8:30 до 15:00, после — дополнительные уроки, кружки и индивидуальные занятия. На базе школы с 1991 года открыт филиал музыкальной школы № 13. Дети получают музыкальное образование, участвуют в конкурсах. Для многих музыка становится профессией. Некоторые выпускники школы возвращаются сюда преподавателями.

Школьный курс рассчитан на 12 лет, однако учебная программа не отличается по содержанию от общеобразовательной, но включает специальные предметы, например, коррекция или ориентирование в пространстве. На выходные и каникулы дети возвращаются в семью.

ПРОБЛЕМА

На прошлой неделе школу Короленко посетил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль. Во время визита были выделены основные проблемы работы специальных школ и их значение для реализации программы инклюзии. Особое внимание было обращено на разницу методик преподавания общеобразовательных и специальных школ, которую необходимо учитывать при создании инклюзивных классов. Также были переданы письменные предложения о внесении изменений в Национальную стратегию реформирования институционных учреждений. По итогам визита премьер-министр Украины сообщил о необходимости, на его взгляд, проведения совещания по вопросу реформирования институционных учреждений и более глубокого изучения проблемы.

О ШКОЛЕ

Коммунальное учреждение "Специальная школа имени Короленко" Харьковского областного совета — уникальное учебное заведение со 130-летней историей для детей с нарушениями зрения. В школе учится 196 детей из 13 областей Украины (кроме Харьковской, это Сумская, Полтавская, неоккупированные территории Донецкой, Запорожская, Черкасская, Херсонская и др.).

ПРОЕКТЫ

В школе создается своя тифло-техническая лаборатория — уникальный проект для Украины. В лаборатории печатают на 3D- и специальных принтерах литературу и фигуры для уроков.

"Часть наглядных пособий устарела, есть даже экспонаты с 1991 года. Приходится самим делать. Мы хотим создать эту лабораторию, все озвучили премьеру. С нами уже связались из министерства", — сказал инициатор создания тифло-технической лаборатории Александр Марченко.

Ученики школы участвуют в конкурсах, ездят на экскурсии и в театры. Школьный автобус для этих целей уже устарел. К новому учебному году здесь появится новый транспорт. Идею курирует народный депутат Украины Мария Мезенцева.

"Мария Мезенцева помогала очень сильно. Она занималась вопросом автобуса и в освещении проблемы специальных школ принимает активное участие. Она этой проблемой живет и помогает нам. Например, пришли 2,4 миллиона гривен субвенции, нужно было согласовать на приобретение нового автобуса. Скоро должен состояться тендер", — подчеркнул директор школы.