Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

"Что произошло с детьми?". Павел Сушко инициировал создание комиссии по закрытию специальных школ

В 2017 году Кабинет министров Украины утвердил Национальную стратегию реформирования системы институционального ухода и воспитания детей на 2017–2026 годы. Согласно ей, до 2026 года должны закрыться все институциональные учреждения. Среди них — специальные школы, где проживают более 15 учеников. К таким относится Харьковская специальная школа имени В. Г. Короленко.

Сохранить право родителей на выбор обучения детей пытаются народные депутаты. 12 февраля с рабочим визитом они побывали в школе им. Короленко, где сообщили о регистрации временной следственной комиссии, которая должна разобраться с причинами и последствиями принятия стратегии реформирования системы институционального ухода.

Ранее глава Харьковской областной ячейки партии "Слуга Народа" Павел Сушко инициировал создание рабочей группы в составе комитета Верховной Рады Украины по вопросам образования, науки и инноваций, которая занялась рассмотрением стратегии. Спустя время Министерство социальной политики согласилось с необходимостью внесения изменений в соответствующее распоряжение Кабмина о специальных школах. Поэтому с 16 января запустили обсуждение стратегии, подать предложения можно до 16 февраля.

Исключать или нет специальные школы из перечня учреждений, которые должны закрыться к 2026 году, будет решать Кабинет министров и Верховная Рада.

"Сейчас благодаря депутатской группе, нашим родителям, юристам на сайте Минсоцполитики есть обсуждение о внесении изменений — чтобы исключить именно специальные школы. Потом Кабинет министров или Верховная Рада будут принимать решение — исключать специальные школы из стратегии или продолжать реформирование. О прогнозах не могу сказать, пока идет обсуждение", — пояснил заместитель директора по воспитательной работе школы им. Короленко Андрей Орлов.

После утверждения стратегии в Украине закрылись 59 учреждений институционального ухода, куда определили детей — остается вопросом.

Перед новым учебным годом родители детей с инвалидностью столкнулись еще с одной проблемой — Кабмин принял постановление №586, которым обязал выдавать разрешения на зачисление детей на круглосуточное пребывание в специальной школе, однако получить его было очень сложно: времени отвели мало, нужно было обойти много инстанций и доказать причину определения ребенка в спецшколу.

Павел Сушко

Пакет документов принимал орган опеки и комиссия по защите прав детей, среди них были акт оценки нужд семьи и вывод комплексной психолого-педагогической оценки развития ребенка с особыми образовательными потребностями. По мнению Павла Сушко, такая процедура — издевательство над детьми и родителями. Этим вопросом, а также вопросом закрытия специальных школ займется временная следственная комиссия.

"Я был инициатором создания временной следственной комиссии. Чтобы на самом высоком уровне мы разобрались с причинами и последствиями действий этой стратегии — что произошло с теми детьми (прим. — учениками школ, которые закрылись), какие были нарушения прав родителей и детей. Будет расследовать, почему не выдавали разрешения. Постановление о следственной комиссии прошло регламентный комитет. Будет в ближайшее время вынесено в зал Верховной Рады. Я уверен, что все наши коллеги поддержат и комиссия заработает, — сказал Павел Сушко. — Мы сейчас нарабатываем законопроект о защите специальных школ, в целом специального образования. Чтобы никакому чиновнику в голову не пришло реализовать такое постановление".

Сегодня в школе им. Короленко учатся 184 воспитанника (сюда входит и детский сад), проживает 61 ученик из 11 регионов Украины. В следующем году школа отмечает 135-летие. Почти все выпускники поступают в высшие учебные заведения, успешно осваивают профессии юриста, философа, музыканта, спортсмена, журналиста, кто-то возвращается в школу преподавателем.

Сушко

Ученикам школы им. Короленко изучать биологию помогает Татьяна Александровна. Когда-то она сама была здесь ученицей, перед этим училась в обычной общеобразовательной школе, поэтому может сравнивать подходы к обучению. Школа им. Короленко дала твердую базу, с которой выпускница поступила в два университета. Третье образование получает сейчас.

"Я — выпускница этой школы, имела возможность сравнить с обычной школой, поскольку сначала училась в обычной школе. Там нет столько средств наглядности, с помощью которых дети со сниженным зрением могли бы обучаться и получать высокий уровень знаний. Благодаря нашей школе я смогла поступить в три высших учебных заведения, сейчас заканчиваю третье. Закончила Национальный аэрокосмический университет (специальность — психология). Второе образование — учитель биологии. Третье учебное заведение — университет им. Драгоманова (тифлопедагогика)", — рассказала Татьяна Александровна.

Выводы об обучении в специальной и обычной школе сделала и ученица 9 класса Елизавета. Еще в прошлом году, когда девочка перешла в школу им. Короленко, она не знала ни одной буквы шрифтом Брайля. Сегодня хорошо читает и пишет, ходит на факультет журналистики, и главное, — общается со сверстниками.

"Намного лучше обучаться тут. Потому что мне тут очень комфортно. Я смогла научиться читать. Там я не читала, не писала два года. И с классом своим почти не виделась, была всегда сама, с учителем один на один. А тут есть коллектив, где я могу общаться", — пояснила Елизавета.

Сушко

Дети в школе им. Короленко учатся 12 лет, при этом по содержанию программа не отличается от общеобразовательной школы. Здесь больше времени уделяют ребенку. Чтобы изучить расположение стран на карте, учитель географии подходит к каждому ученику, берет его руки в свои и направляет. Парты расставлены по кругу. Умение работать с картами помогает воспитанникам школы создавать маршруты для самостоятельного передвижения.

Обычные школы пока не приспособлены к обучению детей с нарушением зрения или слуха, считает замдиректора школы им. Короленко Андрей Орлов.

"Мы хотим, чтобы нас из этой стратегии исключили, поскольку сейчас та система инклюзии, которая существует в Украине, не совсем подготовлена к тому, чтобы учить таких детей. Мы не против инклюзии. Но хотим, чтобы дети не остались вне образования. Тут дети получают полное комплексное образование, не только среднее, но и развитие. В рамках инклюзии, к сожалению, не все родители смогут позволить себе получать внешкольное образование", — отметил Орлов.

Чтобы специальные школы не закрылись, в стратегии реформирования системы институциональногоухода и воспитания детей на 2017–2026 годы нужно добавить лишь одну фразу — "кроме специальных школ". Судьба таких школ пока остается неизвестной и находится в руках чиновников.

"Почему уполномоченный по правам детей Николай Кулеба уничтожает такие школы? "Мы же за права детей", говорит. Права детей нарушаются. Право на образование, в первую очередь. Право на безопасность, когда их отправляют в обычную школу, когда нет альтернативы. Право на защиту, когда ребенок не может социализироваться. Поэтому у меня вопрос. Почему такое происходит руками наших чиновников? Думаю, спросим у него все вместе, всей Верховной Радой, после результатов временной следственной комиссии, которую мы зарегистрировали", — подытожил нардеп Павел Сушко.

Отметим, во время рабочего визита в Харьков нардепы от "Слуги Народа" также побывали в общежитии общественной организации "Украинское общество слепых" (улица Коцюбинского, 13), которое ни разу за 70 лет не ремонтировали. Этим вопросом также будет заниматься временная следственная комиссия Верховной Рады.

"Будем общаться с местной властью, чтобы понять, может ли она принять на баланс без дополнительных условий, будем направлять обращения в правоохранительные органы, чтобы они проверили деятельность предприятия, к ведомству которого принадлежит общежитие. Со слов людей, пока я понял, что там не все в порядке", — сказал глава партии "Слуга Народа" Александр Корниенко.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.