Испытание Харьковом. Что изменится в городе с приходом Uber
На прошлой неделе в Харькове запустили онлайн-сервис заказа такси Uber. Несмотря на то, что приход службы в городе ждали давно, первые дни ее работы произвели на харьковчан неоднозначное впечатление. «ХН» протестировала такси и проанализировала, что изменится на рынке автоперевозок в Харькове с приходом Uber.
Uber – международная американская компания, которая разработала приложение для вызова такси и создала революцию на рынке автоперевозок. Компанию основали в 2009-м предприниматель Гарретт Кемп и программист Трэвис Каланик – в бизнесе и создании стартапов на тот момент оба были уже далеко не новичками. На сегодняшний день служба работает в 570 городах по всему миру, а ее выручка за прошлый год составила 20 миллиардов долларов.
Главной инновацией Uber стало то, что пассажир связывается с водителем напрямую без участия диспетчеров и посредников, используя для этого мобильное приложение (в то же время пользователи старых телефонов, не поддерживающих программу, остаются не у дел). Расплатиться за поездку можно как наличными, так и карточкой, привязав ее к своему аккаунту. Считается, что тарифы компании ниже, чем у других перевозчиков, в связи с этим во многих странах с приходом сервиса таксисты конкурирующих служб тут же начинают демпинговать цены. Нередко вокруг Uber разгораются и самые настоящие скандалы – например, в последние пару лет против службы прошли массовые митинги во Франции, Испании, Бельгии, Германии, Бразилии, Японии и ряде других стран. Одни таксисты, выходя на митинг, жаловались, что Uber отбирает у них рабочие места; вторые сетовали на то, что у водителей компании нет лицензий, а значит, они нарушают местные законы; третьи обвиняли службу в том, что она уводит у них клиентов из-за низких тарифов, таким образом, порождая недобросовестную конкуренцию. Во Франции и Испании после протестов сервис даже приостановил работу – правда, временно. В то же время совсем недавно по требованию профсоюзов суд запретил Uber в Италии, а из Дании служба ушла самостоятельно из-за нового закона об услугах такси.
Год назад Uber объявил о начале работы в Киеве. В ответ на это столичные таксисты пригрозили общенациональной забастовкой. Как бы там ни было, с тех пор сервис стартовал и в других украинских городах - Львове, Одессе и Днепре, а на прошлой неделе наконец добрался и до Харькова. Компания пообещала всем желающим пять бесплатных поездок по городу (не более 75 гривен каждая) до конца недели – для этого нужно было скачать приложение и ввести необходимый промокод.
Приход компании в Харьков вызвал нешуточный ажиотаж. Уже в первые дни работы сервиса соцсети заполнили противоречивые отзывы харьковчан – одни c восторгом писали, что им удалось прокатиться на такси и все прошло как по маслу, другие наоборот гневались, что так и не смогли вызвать машину, а водители, получая заказ, каждый раз отменяли его. К слову, в случае, если клиент сам отказывается от поездки спустя пять минут после успешного заказа, с его карточки автоматически списывается 25 гривен.
Подвезут, если повезет
«ХН» вызывает Uber в первый день его работы в Харькове. Найти машину нам удается сразу, а уже через пять минут к нам приезжает Daewoo Lanos. В компании уверяют, что развозить пассажиров в Харькове будут также на Renault Logan, Volkswagen Polo, Kia Rio, а также электромобилях. Главное требование — авто должны быть в исправном техническом состоянии и аккуратные. Вместе с тем, некоторые из харьковчан уже в первый день жаловались, что за ними приехали не обещанные иномарки, а грязные «Лады».
Таксист Александр рассказывает, что разобрался с системой, но просит нас показать дорогу.
Что-то навигатор глючит, - объясняет он. – Сейчас докачаю его, потому что проблемы с утра были, то интернет, то аккаунт не регистрировался.
Александр приехал из Днепра – там проработал в Uber неделю, но перебрался в Харьков, потому что выгоднее.
Товарищ говорит: «Поедем на Харьков. Тут можно почасовку хорошо закрыть» (платили 150 гривен в час при условии выполнения 100% заказов - прим. "ХН"). Я говорю: «Давай, почему нет».
На следующий день вызвать Uber получается далеко не сразу - водители друг за другом сбрасывают заказ. После созвона с таксистом за нами снова приезжает Daewoo Lanos. Пока движемся из центра по улице Шевченко в сторону поселка Жуковского водитель Дмитрий получает заказ на проспекте Науки – потенциальный пассажир звонит и спрашивает, приедет ли машина. Таксист вынужден отказать, потому что будет на месте вызова не раньше, чем через полчаса. Дмитрий уверяет, что получая отказ, клиенты зачастую не понимают, что таксист еще выполняет предыдущую поездку или находится настолько далеко, что человеку проще найти другую машину.
Uber – это не совсем стандартная служба, - объясняет он. - Вы для себя ищите в первую очередь машину – если вы видите, что машина находится хрен знает где, надо искать ближайшую. Пока люди этого не понимают.
Служба, объясняет Дмитрий, также не практикует развоз по городу нескольких друзей, длительные остановки у супермаркетов – в этом случае клиентам предлагают вызвать несколько или еще одну машину. Вчера, в первый день работы в Uber, Дмитрий пришел домой с квадратной головой – устал настолько, что даже не сделал жене чай. Сегодня чувствует себя уверенней.
В последний день промоакции нам удается вызвать такси лишь спустя 20 минут – водители снова отбивают заказ (получить от Uber ответ на вопрос, какой процент отказов в день допускается, нам так и не удалось - прим "ХН"), но мы не сдаемся.
Наконец за нами соглашается приехать Олег на электромобиле Nissan Leaf.
Далеко ехать? До Южного вокзала? Дотянем! – заверяет таксист.
По дороге Олег рассказывает, что батареи его электрокара «железно» хватает на 100 километров, но станций для подзарядки пока что немного – «заправиться» в центре проблематичней, чем, например, на Салтовке.
По завершению поездки пассажир может анонимно поставить таксисту оценку по 5-балльной школе. Если рейтинг падает ниже 4,5-4,6, Uber может отключить водителя от работы. Таксист также ставит клиенту оценку.
Главные жалобы харьковчан за неделю апробации новой службы - те же, что и при использовании других: старые машины, долгое ожидание, да и подбор кадров вызывает вопросы - такисты просто перешли на службу от компании конкурента, но не все стали вести себя по-европейски.
Дешевле, но без демпинга
Глава областного профсоюза водителей такси Сергей Старцев уверен, что с приходом Uber на рынке авиаперевозок Харькова не произойдет никаких изменений – цены на такси у нас и так низкие, поэтому другие службы не станут их демпинговать.
На ценах это не скажется - Uber имеет средние тарифы по городу, - заверяет Старцев. - Продемпинговать цены у нас практически не удастся, потому что у нас и так слишком низкие тарифы. Говорить о демпинге можно во Франции, на Лазурном берегу, где лицензия таксиста стоит 300 тысяч евро, или в Париже, где, покупая лицензию, человек покупает себе будущее. В Италии, Испании, Дании Uber запретили потому, что он входит в конфликт с таксистами, которые работают в этих странах - там демпинг происходит, потому что цена Uber в этих странах значительно ниже, чем стоимость перевозок на других службах такси.
Вместе с тем, судя по квитанциями, которые пришли на электронную почту, стоимость нашей поездки от Южного Вокзала до ХНАТОБа, будь она платная, составила бы 29 гривен, а от площади Конституции до улицы Чкалова (поселок Жуковского) – 49 гривен. Это на 5-10 гривен дешевле, чем в большинстве других служб.
Старцев заверяет, что в системе работы Uber нет ничего революционного – другие службы такси достаточно давно имеют подобное программное обеспечение. Глава облпрофсоюза водителей такси также не согласен с тем, что приход крупной американской компании скажется на улучшении инвестиционного климата – по его словам, 25% стоимости украинских перевозок Uber уходят в Голландию, причем без налогов. Впрочем, в самой службе утверждают - говорить о результатах работы Uber в Харькове еще рано.