Автотеррор. Почему в Харькове горят машины?
Автомобилисты в панике: в Харькове начали массово поджигать автомобили. "ХН" разбиралась, почему так происходит и кому это выгодно.
Только за май в Харькове, по данным ГСЧС, сгорело 12 припаркованных автомобилей. Девять из них – ночью, и эти случаи имеют одинаковый почерк. Обычно информация о пожаре поступает от двух до четырех ночи, горят машины, припаркованные во дворах, спасатели констатируют возможный поджог и полное уничтожение автомобиля. Машина полностью выгорает за считанные минуты.
– Спасатели прибывают на место тушения через 5–10 минут после вызова, но для уничтожения автомобиля хватает этого времени, более того, огонь может перекинуться на соседние машины, – говорит помощник начальника ГСЧСУ в Харьковской области Игорь Лупандин. – К примеру, по адресу Победы, 65, где неделю назад сгорела «Тойота», наши подразделения уже четыре раза выезжали на тушение возгорания автомобилей. Причем, надо отметить, что 75 % пожаров, связанных с машинами, имеют признаки поджогов.
Чаще всего мишенью злоумышленников становятся дорогие иномарки, оставленные во дворах многоэтажек без присмотра, в местах, где нет видеонаблюдения и случайных прохожих. Дальше огонь не выбирает – горят и «Жигули», и статусные машины. Причем нередко, отмечают в ГСЧС, статистика демонстрирует особый цинизм поджигателей. Так, 19 марта в Харькове за ночь сгорело сразу 7 машин – с часу до четырех автомобили пылали на Северной Салтовке, потом на Алексеевке, а после и в самом центре – в Банном переулке.
Машина как аргумент в споре
Активно жечь машины в Харькове начали в конце 2013 года. Тогда первые случаи вызывали шок у местных жителей, а мишенью злоумышленников чаще всего становились волонтеры и люди с патриотической позицией. Так, в декабре 2013-го автомобиля лишилась волонтерка харьковского Евромайдана Ирина Столярова, позже в центре был сожжен автомобиль активистов «Громадської варти», нескольких волонтеров, которые помогали армии, депутатов местных советов от проукраинских сил.
Скорее как исключение для тех лет пострадал и представитель другой стороны – адвокат многих активных участников «русской весны» (Игоря «Топаза» Кромского и подозреваемых в совершении теракта около Дворца спорта) Александр Шадрин. Его машина полностью выгорела в 2016 году, когда он оставил ее во дворе на улице Ахсарова.
О задержании поджигателей автомобилей волонтеров Евромайдана в Харькове заявлял министр МВД Арсен Аваков, а двумя годами позже правоохранители установили и задержали 36-летнего жителя Дергачевского района, который попал в поле зрения камеры наблюдения. Но большинство случаев остаются не раскрытыми, а мотивы злоумышленников – не ясны.
Кто стоит за поджогами?
Аресты «банд профессиональных поджигателей», как их назвали правоохранители, в Одессе и Львове продемонстрировали: часто такие люди просто выполняют заказы, причем не только идеологического характера – мстят бизнес-конкурентам или заставляют людей «договариваться». Хотя большинство харьковских пострадавших не связано с бизнесом.
Харьковские автолюбители предполагают, что точечными поджогами их в принудительном порядке заставляют «договориться» с владельцами парковок, чтобы разгрузить дворы. Но для многих владельцев машин хранение ее во дворе на улице – вынужденная мера. Выкупить место на парковке в некоторых районах очень дорого, в других – практически невозможно: новые гаражные кооперативы не строятся, а старые – переполнены. Да и хранение на парковке не страхует от поджогов, каждый десятый случай происходит именно на охраняемой стоянке.
– У нас на парковке люди платили от 300 до 750 гривен в месяц за место, – рассказал Владимир, владелец сгоревшего «Фиата» на парковке на проспекте Григоренко, – но это никак не спасло от огня, сгорело сразу шесть машин, два огнетушителя ушли на первую машину, дальше огонь гулял до приезда пожарных.
Не верят автоэксперты, что машины жгут исключительно из хулиганских побуждений. Возможно, это происходит из-за ненависти к автотранспорту в рамках какого-то квеста, порожденного безнаказанностью. Слишком опасно, затратно по подготовке и времени – ведь в основном это ночные выходы.
– Я могу связать эти автоподжоги с теми массовыми ложными сообщениями о минировании, которые происходят у нас по Харькову. Их цель – это дестабилизация обстановки в городе и в Украине в целом. Если там одна из десяти машин поджигается из хулиганских соображений, такое тоже можно допустить, то в основном жертвами сейчас становятся случайные люди. Сгоревшие автомобили не принадлежат активистам или крупным бизнесменам, – говорит юрист, автомобильный эксперт Денис Журавель.
И добавляет: единственная превентивная защита от поджигателей – крепкий гараж, а лучше – гараж и страховка от огня.