Автопреступления и наказания. Почему в Харькове страдают пешеходы?
Отсутствие штрафов, видеофиксации и правильно организованных пешеходных переходов каждый день ставят под угрозу жизнь харьковчан.
Очередная авария с несколькими пострадавшими на проспекте Науки словно вернула жителей города в осень 2017 года, когда Елена Зайцева сбила на Сумской 11 человек. ДТП на проспекте Науки многим похоже на эту аварию: водителям — чуть больше 20 лет, как и Зайцева, Али Хенди превысил скорость, пострадавшие и в первом и во втором случае ждали сигнала светофора на пешеходном переходе. За три года в Харькове не стало безопаснее на дорогах.
Вся надежда на свидетелей
Задержание преступников на дорогах Харькова зачастую — дело рук самих пострадавших. Если бы не свидетели аварии на проспекте Науки, вполне вероятно, не было бы сейчас и суда.
7 ноября около 16:10 харьковчанка Татьяна Усенко подходила к своему автомобилю, припаркованному на обочине недалеко от перекрестка с улицей Бакулина.
"Я стояла возле своей машины, как вдруг слышу шум, грохот, над пешеходным переходом поднялось облако пыли. Я увидела, как на меня летит автомобиль и запрыгнула на бордюр — в этот момент он затормозил о мою машину", — рассказала KHARKIV Today свидетельница происшествия.
По ее словам, к водителю тут же подъехали его друзья на другой машине. Сам Али пытался что-то спрятать в салоне автомобиля, затем переодевал заметную белую курточку.
"Я подбежала, чтобы сфотографировать номер автомобиля, они там кричали, матерились. Я тогда крикнула: "Он убегать хочет!", они собирались уезжать. Тогда уже подбежали мужчины, там много людей было", — говорит Татьяна.
Большое число свидетелей происшествия, резонанс в соцсетях помешают правонарушителю уйти от ответственности, уверен юрист Дмитрий Марцонь. Он в свое время был адвокатом семей погибших в аварии на Сумской и говорит, что пострадавшим часто не удается в подобных случаях добиться справедливости.
"Я благодарен тем, кто задержал этого человека. Помните, полгода был случай на Пушкинской, когда иностранец сбил девушку. Его не задержали, он собрался и на следующий день улетел. Если бы не было резонанса, в этом случае водитель мог бы собраться и точно так же улететь, и тогда возможность защитить свои права для людей была бы полностью утрачена", — говорит адвокат.
Авария на Пушкинской, о которой упомянул Дмитрий Марцонь, случилась 22 июня 2019 года. Студент из Марокко на "евробляхе" сбил девушку на пешеходном переходе, она получила множественные травмы. Нетрезвого студента-первокурсника также задержали свидетели и передали полиции, но он сбежал от правосудия — улетел в Стамбул.
Не следят за скоростью
Виновники аварий в Харькове довольно часто убегают прямо с места преступления. Так было в случае с Тиграном Енгибаряном, который в январе 2018 года сбил насмерть человека и уехал с места происшествия. Его потом нашли и привлекли к суду, но большинство нарушителей ПДД уходят от ответственности до тех пор, пока их автомобили не заберут чужие жизни.
"Это — отсутствие принципа неотвратимости наказаний. Всем кажется, что случай Зайцевой — уникальный в Украине, думают, что с ними такое не произойдет. Нет штрафов, нет работы полиции, потому все идет по нарастающей: сегодня он едет на красный, завтра не пропускает пешехода, послезавтра он летит, потому что не привык ездить осторожно", — говорит Дмитрий Марцонь.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что известно о виновнике ДТП на проспекте Науки
У полицейских иногда просто нет инструментов для того, чтобы предотвратить правонарушения. Например, в Харькове нет стационарных камер фиксации скорости, как, например, в Киеве.
"Было бы замечательно, если б были такие камеры. В Киеве это работает, наши коллеги отмечают, что скоростной режим очень снизился после того, как их установили. Нам бы это тоже помогло", — рассказал KHARKIV Today спикер патрульной полиции Харьковской области Дмитрий Гайдук.
Харьковские патрульные вооружены только ручными радарами TruCam, которые используются точечно на некоторых главных магистралях. Напомним, и Али Хенди, и Елена Зайцева ехали на очень большой скорости.
Островок может быть безопаснее
После того, как четыре человека пострадали на островке безопасности посреди проспекта Науки, в Харькове заговорили о том, что сами по себе пешеходные переходы с такими островками — небезопасны. Этот инженерный объект на дорогах призван защитить пешеходов во время перехода через проезжую часть. Но 7 ноября во время аварии автомобиль Али Хенди словно кегли сбил стоящих на островке пешеходов.
"Если это островок безопасности, он должен быть чем-то огорожен. Там должны стоять бочки с водой или с песком, чтобы в них влетали машины, а не в людей сразу. Нужны какие-то улавливатели, чтобы люди, стоящие на этом островке, были в безопасности", — считает юрист Харьковского автоклуба Денис Журавель.
С точки зрения правил дорожного движения, островок на проспекте Науки оборудован без нарушений. Но он мог быть безопаснее — например, на проспекте Гагарина в Харькове такие остановки посреди трассы немного подняты над проезжей частью.
Автомобильный эксперт Александр Трепетин уверен: никакие ухищрения не защитят от водителя, который на большой скорости теряет управление автомобилем.
"Нет предела совершенству и можно, конечно, предусмотреть физическое препятствие движению по крайнему ряду. Можно поднять островок безопасности выше, но если водитель несется, как сумасшедший, он влетит в этот островок, оторвет колеса, а дальше полетит без колес", — считает Трепетин.
Сделать харьковские магистрали более безопасными для пешеходов могли бы подземные переходы, но в Харькове они почти нигде не предусмотрены.
Автор: Елена Павленко