100 500 оттенков ям на дорогах Харьковской области
Вместе со снегом с дорог Харьковской области сошел и асфальт, обнажив дыры от прошлогоднего ямочного ремонта. Областные чиновники рапортуют: в этом году на ремонт трасс пойдет рекордная сумма. Но это не значит, что следующей весной асфальт останется на месте, ведь большую часть дорожного полотна снова собираются покрыть ямочным ремонтом.
НАМАЖУТ АСФАЛЬТОМ
В Харьковской области всего девять тысяч километров дорог, большая часть из них – 7000 – трассы местного значения, оставшиеся две тысячи – государственного. Какие дороги из первой категории будут отремонтированы, определяют местные администрации. Список согласовывается с Харьковской областной государственной администрацией и «Укравтодором». Ремонт дорог государственного значения утверждает Кабмин. Дороги государственного значения находятся на балансе Службы автомобильных дорог. Дороги местного значения в этом году были переданы с баланса «Укравтодора» на баланс Дорожного фонда при департаменте капитального строительства Харьковской облгосадминистрации.
По информации вице-губернатора Харьковской области Евгения Шахненко, в этом году на ремонт как местных, так и государственных трасс предусмотрена рекордная сумма денег – почти три миллиарда гривен, что почти вдвое больше денег, чем в прошлом году.
– Если в 2017 году мы получили из различных источников финансирования на все дороги области, как государственные, так и на местные, 1 млрд 300 млн (в 2016 году сумма составляла около 300 млн грн – прим. «ХН»), то в этом году – 2 млрд 400 млн грн на дороги из разных источников. Эта сумма без таможенных платежей, а если с ними, то около 2 млрд 800 млн грн, – сообщил Шахненко.
Большие суммы не означают качественный ремонт. Миллиарды, по традиции с прошлым годом, вновь размажут по асфальту. Делать капитально трассы Харьковской области в сезоне-2018 не планируют: вновь будет превалировать ямочный ремонт. Причина – очевидна. По информации чиновников, себестоимость капитально отремонтировать – 4 миллиона гривен за километр дороги местного значения и 6 миллионов – государственного. Получается, что за 3 млрд грн можно было капитально отремонтировать 750 км дорог местного значения или 500 км трасс государственного значения. Тогда минимум лет 10 здесь не нужно будет накладывать «латки», проводить тендеры и распиливать бюджетные деньги.
ДЫРЫ НА ОДНОМ И ТОМ ЖЕ МЕСТЕ
В 2018 году среди областей Украины Харьковская получила самую крупную государственную субвенцию на ремонт дорог местного значения – 656 млн грн. Деньги, по словам Шахненко, распределили согласно протяженности этих дорог в каждом районе, «чтобы не был нарушен принцип справедливости». Больше всего средств получили Харьковский и Сахновщинский район. Какие конкретно участки дорог местного значения в каждом районе планируют отремонтировать за государственные деньги, можно посмотреть в инфографике.
Чиновники ХОГА утверждают, что именно на эти отрезки дорог как самые проблемные якобы указали местные чиновники и громады. Участки вынесли на сессию областного совета, а затем согласовали с «Укравтодором». Подрядчиком на первом этапе ремонта, согласно проведенному тендеру, определен «Облавтодор». В дальнейшем будет проведен тендер для каждого района или нескольких районов.
На дороги государственного значения в этом году предусмотрено 1,8 млрд грн. За эти деньги планируется отремонтировать чуть более 200 км дорожного полотна, сообщил «ХН» первый заместитель начальника Службы автомобильных дорог Украины в Харьковской области Сергей Пляка. Львиную долю километража «съест» традиционный ямочный ремонт, также небольшие участки дорог будут закрыты текущим средним ремонтом, а там, где от дороги осталось только направление, сделают капитальный ремонт.
– Капитальный ремонт дороги Чугуев – Меловое за Купянском до границы с Луганской областью. Это семь километров. Там полностью разрушенный участок дороги. Данный проект рассчитан на два года. Половину по проекту сделаем в этом году, – рассказал Сергей Пляка. – Тоже на два года рассчитан проект путепровода через железную дорогу в районе села Граково Чугуевского района на дороге Киев – Харьков – Довжанский до Чугуева. Там новый путепровод будет строиться рядом со старым.
На этом список дорог с пометкой «капитальный» исчерпан. Текущий средний ремонт отдельными участками ждут трассы Харьков – Ахтырка, Киев – Харьков – Довжанский, Чугуев – Меловое от села Коробочкино до поворота на Лебяжье, Харьков – Волчанск, Харьков – Змиев, Мерефа – Змиев, Староверовка – Кегичевка, Шевченково – Балаклея – Первомайский (возле села Боярка), Дергачи – Казачья Лопань, Старый Мерчик – Красный Кут, частично будут отремонтированы дороги в Первомайском районе, а также небольшие участки в Валковском и Богодуховском районах.
Большинство из перечисленных трасс в такой же способ ремонтировали в прошлом году. К примеру, трассу Харьков – Волчанск латали весной 2017-го. Но весной 2018-го этот ремонт уже неочевиден.
– В прошлом году трассу Харьков – Волчанск уже делали. Ну как делали? Местами, засыпая ямы, без перекрытия трассы, без перекладывания внутреннего слоя. Текущий средний ремонт, как они это называют, сделали, отчитались о потраченных миллионах. Что мы видим весной? На тех же местах, буквально сантиметр в сантиметр, можно измерять штангенциркулем, образовались новые ямы. Не нужно далеко ходить – можно сделать опрос среди водителей маршруток, которые постоянно мотаются в этом направлении. Теперь их снова нужно латать, – говорит жительница Старого Салтова Валентина Гордеева.
Тот же самый «средний» ремонт прописали этой трассе местного значения и в этом году. На каких участках – пока неизвестно. Аналогичный ремонт – местами – был в прошлом году и на трассе Харьков – Змиев – Балаклея – Гороховатка. На 17 километрах устранили дефекты за 93 миллиона гривен. Причем, согласно тендерной документации, подрядчик – «Шляхове ремонтно-будівельне управління № 33» – гарантировал срок службы «основы дорожной одежды» 8 лет, асфальтобетонного покрытия – на 3–8 лет. В этом году эта трасса – также в списке.
– Уже провели тендерную процедуру по дороге Р-78 Харьков – Змиев – Балаклея – Гороховатка. Будут отремонтированы участки, которые у всех на устах: перед Безлюдовкой, в селе Васищево, перед границей Змиевского района и другие. Пока у нас есть финансирование на 8 километров дороги. Это если говорить о сплошном ремонте, а ямочный, конечно, будет выполняться на всех участках, где это необходимо, – пообещал Сергей Пляка.
Житель Змиева Павел Стольник в феврале этого года стал известен далеко за пределами Харьковской области. Ему так «накипел» ежедневный экстремальный проезд по этой трассе, что он измерял глубину ям «Киевским тортом». Он считает, что в текущем среднем ремонте нуждаются как минимум 25 километров (общая протяженность трассы – 127 км).
– Мы с активистами подсчитали, сколько нужно отремонтировать километров трассы. Это отрезок, который нет смысла вообще латать ямочным ремонтом. Это около 25 км от Харькова до поселка Слобожанское – там, где электростанция. Они готовы сделать восемь за 51 млн грн. Это третья часть. То есть они опять набросают мусора в ямы и следующей весной снова будут дыры в дороге по колено. Мы сейчас воюем, чтобы нам выделили по максимуму денег на капитальный ремонт хотя бы этих двадцати пяти километров. Потому что это невозможно – каждый год нам латают ямки и каждый год те же самые ямки вылетают. На одном и том же месте дыры возникают каждый год, – возмущается Павел Стольник.
По его словам, активисты уже обращались в облгосадминистрацию и облсовет с просьбой отремонтировать дорогу, писали народным депутатам. Ответы ждут в начале мая. Есть у активистов небольшая надежда на «таможенный эксперимент» и местные сельсоветы, которые немного разбогатели в рамках децентрализации.
– Сумма от перевыполнения таможенных сборов пойдет на дороги, и в частной беседе замначальника автодора клялся в том, что нам тоже перепадет десятка два миллиона, но это такое… мы ждем каких-то публичных обещаний. Могут дофинансировать ремонт дороги и местные советы. Например, Васищевский совет или Безлюдовский. Сейчас будем воевать с местными советами, может, они что-то тоже подкинут… хоть на пару сотен метров сделаем, и то хорошо, – надеется Павел.
В марте уже вышли на акцию протеста «Я устал от бездорожья на дорогах» жители Первомайского района, которым ежедневно приходится ездить по трассе Р-51 Мерефа – Павлоград. В прошлом году здесь также закопали в «текущий средний» почти 200 миллионов гривен. Но местные жители этого не заметили.
«ЕСТЬ РАЗНИЦА?»
Гарантия на эту трассу в договоре прописывалась аналогично той, что и в Волчанском районе. Если капитальный ремонт гарантировал бы проезд без дефектов на 10–12 лет, текущий – 3–4 года, то ямочный – год, да и то если повезет.
– Если ямочный ремонт аварийный, который выполняется при низких температурах, на него как таковой гарантии нет, поэтому и называется он аварийным. Если при положительных температурах делается ремонт, то гарантия год, – говорит Сергей Пляка. – Такой ремонт дает проезд и в разы дешевле, чем сплошной. Если взять, например, Киев – Харьков – Довжанский, участок от Харькова до Полтавской границы 77–78 километров. Если ремонтировать ямочно, то до миллиона гривен выйдет, а если делать капитально – это 600 миллионов гривен. Есть же разница?
Разницу чувствуют все жители области. Харьковчанин Дмитрий Вулканов считает, что ямочный ремонт, который начинается весной и заканчивается осенью, – это не более чем удобный финансовый источник для чиновников.
– Но нельзя вечно латать одни и те же штаны – они все равно развалятся и спадут. Можно дежурно рассказывать о том, что «не хватает средств» на ремонт дорог, но есть минимум одно противоречие: каждый год денег на дороги уходит все больше, а сами дороги все хуже и хуже. Еще один год ямочных ремонтов и передвигаться по области можно будет только на тракторах, – написал в «Фейсбук» Дмитрий Вулканов.
Дорога (не)позора
Ямы на трассе Т-2117 Дергачи – Казачья Лопань житель села Безруки Олег Литвин меряет уже солдатской каской. Еще зимой он использовал для этого пачку сигарет, но сейчас «калибр» уже не подходит.
– Снег растаял, а вместе с ним и асфальт. Причем асфальт сошел везде: и где ремонтировали, и где не ремонтировали. Единственный целый пока участок – 900 метров перед Дергачами, эту дорогу делали осенью капитально. И еще несколько участков по несколько десятков метров, – говорит Олег Литвин.
При подъезде к поселку Слатино еще в январе нас встречал баннер «Вас вітає Слатіно», а внизу кто-то под трафарет вывел «Дорога позора».
Однако после выхода материала «ХН» о состоянии трассы Т-2117 надпись закрасили, но дорога от этого лучше не стала.
По информации Сергея Пляки, в этом году продолжится ремонт данной трассы. Отремонтировать планируют 2,8 км (общая протяженность магистрали – 33,6 км).
– Мы будем ремонтировать участками по 500 метров и по 300 метров, как в прошлом году. Это будет текущий средний ремонт, а между ними будем делать ямочный, – говорит Пляка.
Напомним, что на «текущий ремонт» многострадальной дороги Дергачи – Казачья Лопань еще в 2017 году было потрачено 7 миллионов гривен из бюджета. Это следует из ответа директора Департамента ЖКХ и развития инфраструктуры ХОГА Сергея Магдисюка. Еще летом Служба автомобильных дорог Украины в Харьковской области провела тендер на ремонт более 33 км трассы Т-2117 (М-20) и заключила договор на сумму 28,83 млн грн.
Дефекты покрытия проезжей части от Дергачей до Безрук осенью 2017-го устраняло ГП «Харьковский облавтодор». Компания провела ямочный ремонт на площади 2704 кв. м, а дорогу перед Слатино «для обеспечения безопасного проезда» засыпали «отходами от фрезерования». Спустя полгода на этом участке невозможно проехать. В этом году на ремонт дороги планируют потратить 12 млн грн.
Максим Борщ – житель села Дубовка, которое располагается немного выше Слатино, – уже год судится с дорожными службами. В марте прошлого года по дороге на Казачью Лопань он влетел в яму глубиной 16 сантиметров и сильно повредил автомобиль. На место происшествия Максим вызвал патруль для оформления ДТП. После чего подал в суд на Харьковский облавтодор. Вот уже год пострадавший пытается через суд заставить дорожников отремонтировать трассу и возместить ему расходы на ремонт машины в размере 15 тысяч гривен. Однако дело затягивается. Балансодержателем дороги является Служба автомобильных дорог Харьковской области. Она заключает ежегодно договор на техобслуживание и ремонт дороги с «Облавтодором», который обеспечивает безопасность движения.
– Но служба автомобильных дорог не проплатила эти услуги вовремя. Получается, «Облавтодор» провел обследования 1 марта 2017 года, а 3 марта произошло ДТП – они ссылаются на то, что Служба дорог не заказала ремонт. Представили документ, что на тот период эта дорога вообще в плане на ремонт не стояла, поэтому они снимают с себя ответственность. Теперь я сужусь со Службой автомобильных дорог. Эти две структуры просто футболят меня туда-сюда, – жалуется Борщ. – В суде я сказал дорожникам, что готов отказаться от компенсации, только назовите точно сроки, когда вы отремонтируете дорогу. Они мне просто грубят в ответ.
Более того, дорожные службы даже после аварии не стали ремонтировать дорогу. По словам Максима Борща, ехать на этом участке можно со скоростью не более 5 километров в час.
– На этой трассе вполне можно организовывать чемпионат мира по фристайлу на мотоциклах. Въехав туда, мотоциклист легко сделает сальто, – говорит Борщ.
СТОП, АВТОБУС
Из-за ужасного состояния дорог в Двуречанском районе автоперевозчик Александр Капленко на два дня снял с сельских маршрутов автобусы. Он поясняет: это был крик души. По его словам, две недели назад в Харькове на совещании с представителями Облавтодора сказали, что якобы на уборку снега на все районы Харьковской области было выделено 60 млн грн.
– Я встал и задал вопрос: «Скажите пожалуйста, в какой район сколько денег вы выделили?». На что мне ответили, что это секрет. Я говорю, подождите, я налогоплательщик и плачу налоги, я покупаю 80 тонн солярки в месяц и плачу 480 тысяч гривен в бюджет акцизного сбора на дороги за каждый литр солярки. Так вот ни в один из обслуживаемых мной районов никаких денег не поступало, – возмущается Александр Капленко. – Мы сами выделяли деньги, одному району тонну солярки, другому – полтонны солярки давали. Все, что они сделали, из Боровой пригнали в Двуречную и бросили ротор снегоуборочный и сказали: вот вам, заправляйте и делайте. 60 млн гривен на то, чтобы почисть снег! А никуда литра солярки не дали. В селе Просянка четыре дня труп лежал, два дня лежал в Ягодном труп, в Мечниково двое суток лежал труп. Это люди умерли и пролежали в доме, их забрать было невозможно, потому что подъехать нельзя было! Автобусы постоянно вытягивали.
После того как снег растаял, дороги остались практически такими же непроездными, как и зимой. Теперь – из-за ям. На вопрос Александра Капленко, когда начнется ремонт, в Облавтодоре заявили: денег нет.
– Тогда я просто не выдержал – устроил акцию, два дня автобусы не выходили на маршрут. И вот нашли 9 млн 200 тысяч гривен на ремонт дорог в Двуречанском районе, – радуется перевозчик.
Однако на хеппи-энд Александр Капленко не рассчитывает: после истории с 60 миллионами, выделенными якобы на уборку снега, не уверен, что эти девять миллионов пойдут на ремонт дорог, а не потеряются.
ПОЧЕМУ ЧИНОВНИКАМ ВЫГОДЕН ЯМОЧНЫЙ РЕМОНТ
Глава экспертной jрганизации StateWatch Глеб Каневский объяснил «ХН» причины популярности текущего и ямочного ремонта в Украине: «В связи с децентрализацией денег стало больше и увеличилось количество ремонтов. Дороги ремонтируют, но весной начинаются те же самые ремонтные работы на тех же участках. Потому что на ремонтах легче всего украсть деньги. Во-первых, потому что договоры на ремонтные работ не содержат в большинстве случаев одну конкретную цифру за поставленный товар и услуги. Во-вторых, ремонтные работы - это комплексная закупка: товары, рабочая сила - можно завышать цены на строительные материалы, на песок, битум, топливо которое закупают для техники. Кроме того, в договор можно вписывать «мертвые души: пообещать, что там будет работать 100 специалистов, хотя по факту будут от силы 20 человек. Чиновники на местном уровне стараются тратить деньги именно на ремонтные работы, потому что там легче украсть деньги. Кроме того, с 2014 года откаты на ремонты дорог уменьшились и сейчас они составляют 20-30% от суммы договора.
Чем еще хороши ремонтные работы? Тем, что всегда на них можно оформить подряды на фирмы депутатов и чиновников, тем самым держать собственный бизнес на плаву. Также можно покупать строительные материалы в своих фирмах и магазинах. Несмотря на то, что откаты уменьшились, все равно остались возможности чиновникам зарабатывать. Ямочные ремонты выгодны тем, что сложно проконтролировать реальные объемы строительных материалов. В отличии от капитального, ремонты ям разбросаны по трассам и усложняется контроль правоохранителями органами или журналистами. Поэтому чиновники намеренно отдают предпочтение ямочным ремонтам».