"Я бы не хотела запомниться матерной тарелкой". Художница Юлия Пилипчатина об искусстве и Харькове

Оригинальная керамика стала ответом на обстрелы города.

В соцсетях стала очень популярной тарелка харьковской художницы и иллюстраторки Юлии Пилипчатиной с дерзкой надписью "Х...й вам, а не Харьков". Подобные тарелки уже заказывают в Киеве и Днепре, Одессе и Запорожье.

Художница скептически относится к неожиданному успеху этого изделия, ведь другие ее работы давно известны в Европе и США, о них даже писал американский Cosmopolitan. Юлия в начале полномасштабной войны переехала в Бельгию, но в августе прошлого года вернулась в Харьков и с тех пор живет и работает в городе.

Эта мысль — одна на всех

По словам художницы, недавний успех "матерной тарелки" стал для нее несколько неожиданным, ведь она делает их с тех пор, как вернулась. К созданию оригинальной росписи ее побудила сама жизнь в Харькове.

"Я не ханжа: если ситуация требует крепкого словца, я не буду стесняться, хотя в обычной речи их не люблю. Когда ты сидишь, держишь в руках тарелку и думаешь, что же нарисовать — и вдруг раздается взрыв, это единственная  мысль, которая приходит в голову всем харьковчанам. Тарелка случайно завирусилась, потому что эта мысль у нас одна на всех", — рассказала Юлия Пилипчатина KHARKIV Today.

В свое время художница сознательно выбрала Харьков местом жизни. Родилась Юлия в Бахмуте, тогда еще Артемовске, долгое время жила с родителями в России, в Харьков приехала в 2011 году и влюбилась в город.

"Я много где жила, но ни в одном городе не задерживалась надолго, а когда переехала в Харьков, поняла, что я дома. Он мне подходит и по людям, и по климату, это прекрасный город для жизни. Я понимаю эту опасность, здесь страшно, и иногда я от этого очень устаю, но в таком случае я просто иду спать в ванную", — говорит Юлия.

Харьковская тарелка стала столь популярной, что жители других городов тоже захотели аналогичные, на керамистку посыпались заказы. Иметь "тарелку несокрушимости" захотели в Киеве и Запорожье, Днепре и Одессе. Сейчас Юлия уже думает над тем, чтобы вернуться к другим своим работам, посуде и украшениям.

"Я буду закрывать заказ на нее, потому что не хотела бы запомниться только матерной тарелкой".

"Ценна только потому, что я живу"

Харьковская тарелка выполнена в технике глазурного обжига, над которой Юлия Пилипчатина работала во время короткой эмиграции в Бельгию. Обычно эта техника применяется для фарфора: на готовое изделие несколькими слоями наносится рисунок, и после каждого слоя тарелка или чашка снова обжигается в специальной печи. Таких слоев может быть 5-10, и несколько этапов обжига обеспечивают рисунку долговечность. В Бельгии Юлия работала над серией тарелок, посвященных "Алисе в Стране Чудес" — помог многолетний опыт иллюстратора кгин, в том числе детских. По возвращении в Харьков художница решила применить такую ​​же технику для керамики. Тарелка "Х...й вам, а не Харьков" изготовлена ​​из глины из Славянска.

"Украина — это страна керамистов. У нас есть месторождение глины возле Славянска, ее экспортировали в Европу. Сейчас завод работает с перебоями, пока у меня есть запасы, а когда закончатся, пожалуй, буду работать с европейской глиной", — рассказывает художница. 

Процесс изготовления керамики также очень зависит от электроэнергии, поэтому иногда Юлии приходится отказываться от заказов, потому что она не может гарантировать клиенту четкий срок их выполнения, как это было раньше. Да и сами клиенты изменились: если до полномасштабной войны это были в основном зарубежные заказчики, то сейчас керамистка работает преимущественно на украинский рынок, потому что магазин на платформе Etsy пока не удалось перезапустить после длительного простоя. Но украинские покупатели относятся к неопределенности с пониманием, потому что и сами живут в таких условиях. Да и сама художница изменила отношение к своему творчеству: сейчас это для Юлии не столько бизнес, сколько образ жизни.

"Украина - это страна керамистов".Фото: Юлия Пилипчатина/Instagаrm

Когда началась война, я отошла от концепции, что должна делать только функциональные вещи. Раньше я всегда была человек-функция: должна что-то делать, быть полезной. А здесь каждый день живешь с таким ощущением, что можешь уйти в мир иной в любой момент и не завершить начатое. Это помогло мне открыть новый статус: я ценный человек только потому, что я живу. Не нужно быть особенно полезной обществу, чтобы твою жизнь уважали. И война напоминает мне это каждый день. Война не должна существовать уже только потому, что человеческая жизнь — ценна".