Сосны посреди ротонды. В Харькове построят новое помещение для Литмузея
Харьковский литературный музей вскоре закроется на реконструкцию. Все время, пока будет идти перестройка, посетители смогут гулять по виртуальному музею.
Знаменитого дворика Литмузея на улице Багалея вскоре не будет. На его месте вырастет современный выставочный зал. Но концерты и встречи останутся — они будут проходить на новом пространстве в форме яйца.
В три раза больше
Когда в 1988 году двухэтажный особняк начала XX века отдали Литературному музею — это была победа. Подобный музей в Харькове поэты, писатели и литературоведы мечтали учредить с начала 1930-х годов, потому собственное здание в центре города вскоре стало важнейшим культурным центром украинского Харькова.
За более чем 30 лет потребности музея очень выросли. Коллекция насчитывает 30 тысяч предметов основного фонда, и еще 17 000 — научно-вспомогательного. Кроме научной работы, сотрудники музея проводят экскурсии и образовательные мероприятия — и для всего этого давно не хватает места. Поэтому музей при помощи Украинского культурного фонда заказал у архитектурного бюро "Дроздов и партнеры" проект реконструкции.
"Помещения не соответствовали функциям музея. Это здание было жилым, у него была другая функция, соответственно, другая планировка. Площадь нужно увеличить в три раза. Чтобы выполнить это задание, мы будем застраивать почти весь участок", — рассказал KHARKIV Today архитектор бюро Сергей Костяной.
У проектировщиков была еще одна важная задача: оставить хотя бы часть ставшего уже легендарным сада во дворе. Здесь часто проходят концерты, встречи с писателями и художниками, а во время карантинов дворик стал настоящим спасением для Литмузея: он проводил мероприятия на свежем воздухе, пока остальные музеи были закрыты.
Большую часть сада, увы, спасти не получится. Там расположат новое выставочное пространство — галерею в виде незамкнутой ротонды. Посередине этой ротонды и расположится сцена, на которой будут проводить мероприятия.
"Будет площадка в форме яйца, где останутся сосны. Все события будут проводиться там. Экспозиционный зал будет идти по периметру, экспозиция будет и внутри, и в ротонде", — говорит Сергей Костяной.
Старое здание тоже полностью перестроят внутри. Кирпичи из разобранных внутренних стен пойдет на сооружения этой самой ротонды. На первом этаже будет вестибюль, кафе, лекционный зал, на втором — рабочие места сотрудников музея, а на третьем — хранилище. Внешний вид особняка не поменяется.
Экскурсии станут виртуальными
Проект будет завершен в этом году, а в следующем, если будут решены все финансовые и бюрократические вопросы, начнется реконструкция. По предварительным расчетам, строительство займет 21 месяц. Сотрудники музея понемногу начали готовиться к этому непростому периоду.
"Когда-то вы сюда не сможете попасть — в ближайшее время здесь будет котлован. Но будет работать виртуальный музей, который для нас спроектировали архитекторы. В мобильном приложении можно будет увидеть архитектурную модель реального здания, которое будет здесь", —рассказала автор проекта Лидия Калашникова.
Приложение тестируют, оно будет доступно в октябре. Первой виртуальной выставкой будет "Мастерская Бондаря. Bondarstyl". 13 сентября проект презентовали в пока еще существующем в старом виде дворике музея. Выставка получилась наполовину виртуальной, наполовину реальной: пока одни посетители гуляли в VR-очках по новому музею в виртуальном пространстве, другие в реальном мире любовались работами известного графика Валера Бондаря, который умер около 10 лет назад. Его мастерская находилась в подвале Литмузея, много лет в ней собирались харьковские художники и писатели. Сергей Жадан вспоминает, как впервые попал в мастерскую в 1991 году, первокурсником Педуниверситета, и подружился с уже маститым на тот момент художником.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Харькове возводят храм для военных из металла и стекла
"Украинский Харьков начала 90-х был довольно закрытой средой, и нам тогда очень хотелось выйти за пределы своего гетто. А Валера в этом плане был совершенно необычной фигурой. С одной стороны, он был в украинских партиях, за ним стоял очень сильный контекст украинского политического движения, а с другой стороны – битломан, стиляга, он знал современную живопись, современную поэзию, кино. Он чувствовал себя уверенно в этом городе – и при этом был украинцем. Это было феноменально", — вспоминает Сергей Жадан.
Для виртуальной выставки отсканировали больше 100 работ Бондаря на стекле. А пока можно насладиться ими во дворе Литмузея.
Фото: Литмузей
Фото: Литмузей
Фото: Литмузей
Фото: Литмузей
Фото: Литмузей
Фото: Литмузей
Фото: Литмузей
Фото: Литмузей
Фото: Литмузей