КП «Жилкомсервис»: история обогащения за счет харьковчан
Коммунальная сфера со времен СССР напоминала бездонную дыру: сколько не вкладывай, все равно мало. Все разговоры о том, чтобы поставить ее на коммерческие рельсы, так и оставались разговорами. Доказать, что на ЖКХ можно зарабатывать, взялись в Харькове. И доказали. Только вот прибыль осела в карманах чиновников и коммунальщиков, а не пошла в городскую казну.
Тема тарифов и работы сектора ЖКХ стала той главной лошадью в упряжке, которая привела команду Добкина-Кернеса в харьковский горсовет. Перед самыми выборами тогда мэр Владимир Шумилкин повысил квартплату на 40 %. Этим моментально пользуются его оппоненты, обещая отменить его тарифы. Популистские лозунги дают плюсы в день голосования, квартплату от Шумилкина команда Добкина-Кернеса действительно отменяет, чтобы уже через полгода поднять ее в 2–2,5 раза. Правда, это было уже не названо унылым повышением, а реформированием системы ЖКХ – тариф возрос вместе с созданием в январе 2007 года нового коммунального предприятия – КП «Жилкомсервис». Однако намного прозрачнее тарифы от этого формироваться не стали. Ведь до середины 2016 года в Украине не было законодательного акта, который обязывал бы коммунальные предприятия открывать свои финансовые документы перед членами громадами. Да и сейчас эта норма закона выполняется условно – вместо публикации независимого аудита коммунальное предприятие в лучшем случае ограничивается ответами на точечные запросы.
В Харькове жилищно-коммунальное хозяйство – это конгломерат бесконтрольности и безответственности, – утверждает эксперт Харьковской правозащитной группы в сфере ЖКХ Михаил Гаевский. – Поэтому хоть миллиарды долларов туда бросай, они будут проваливаться неизвестно куда. Нет со стороны общественности контроля. В частности, непрозрачна структура тарифа, непонятно, сколько денег идет на зарплату сотрудникам, которые обеспечивают жизнедеятельность систем, сколько на закупку материалов, куда еще тратятся деньги.
Затем квартплату в Харькове повышали еще трижды – в 2009-м, 2012-м и 2017-м. В первом случае причиной называли разбивку тарифной сетки в зависимости от дома, во втором – повышение минимальной зарплаты почти вдвое, в третьем – «давно не повышали, а цены растут». Итого за 10 лет – в 16 раз, а для некоторых домов – в 30! От 12 копеек за квадратный метр до 4 гривен. Для сравнения: доллар к гривне за это время вырос всего в 10 раз.
КП «Жилкомсервис», исполняя роль «единого заказчика», является лишь прокладкой или общей бухгалтерией в системе работы ЖКХ Харькова: сюда аккумулируется вся квартплата харьковчан, а после направляется подрядчикам за ремонты или услуги, как, например, услуги дворников в КП «Благоустройство».
Кроме того, ежегодно для поддержания КП «Жилкомсервис» миллионы гривен выделялись из бюджета ввиду убыточности предприятия. Только в 2016 году предприятие запросило 80 миллионов, что равно сумме на программу по благоустройству Харькова на год.
А убыточность очень легко показать, пользуясь именно статусом единого заказчика. Например, в момент, пока деньги от горожан в виде квартплаты еще не дошли, а к заказчикам уже ушли на бумаге, финансовый баланс КП действительно минусовый. Можно и денег из бюджета попросить. Вот и получается, что харьковчане платят за свои квартиры дважды – по тарифу, и в виде налогов в местный бюджет.
Все эти схемы и стали основой уголовного производства по факту хищений директором КП Александром Яковлевым. Его обвиняют в выведении со счетов предприятия 10 миллионов гривен. Активисты, которые занимались вопросом, говорят, что аналогичная сумма – 10–12 миллионов – только в месяц теряются со счетов «Жилкомсервиса».
И действительно, факт хищений в КП «Жилкомсервис» был доказан еще во время проверки КРУ в 2008 году. Уже тогда в отчетах фигурировали те сами 10 миллионов гривен, хищения которых сейчас в суде вменяют Яковлеву. Во столько предприятию, судя по документам, обошлись аренда (!) диска с программой и аппаратура, по подсчетам платежей харьковчан. Но дело так и не дошло до суда. Начальник КРУ Алексей Щербаков был смещен с должности не без участия городской власти, а директор КП «Жилкомсервис» Александр Яковлев ограничился объяснением, что миллионные траты связаны с уникальностью оборудования. Мол, иначе, сколько харьковчане вносят квартплаты, не подсчитать.
В 2014 году делу снова дали ход и тогда в областной прокуратуре было открыто производство по факту хищений с предприятия более 25 миллионов гривен. Они были выведены, по данным следствия, через договоры с фиктивными фирмами, которые поставляли товары по завышенным ценам или оказывали несуществующие услуги. В нескольких случаях фирмы были открыты на людей, которые давно не живут в Украине. Впрочем, Яковлев снова попытался свалить вину на контрагентов и обвинить следователей в некомпетентности. Мол, приписали ему фирмы, с которыми у «Жилкомсервиса» договоров не было.
Меньше пятой части являются контрагентами, были у нас ними взаимоотношения, а более сорока наименований – мы с ними никаких взаимоотношений не имели, – пояснял нюансы обвинений Александр Яковлев, – Они оказывали нам услуги по содержанию жилого фонда, в первую очередь, что касается проведения ремонтных работ: входные группы, штукатурка, балконы – демонтаж аварийных ситуаций. Но названий я не помню на память, держать в памяти их нет никакой необходимости.
В итоге в обвинении, которое дошло до суда, фигурируют все те же 10 миллионов, остальные растраты оказались недоказуемы. Да и решения суда по этому делу скоро ждать не приходится: в процессе фигурирует около 3000 свидетелей, допрос которых займет не один год.
При этом сам Александр Яковлев уже давно не числится директором КП «Жилкомсервис», он возглавил другое коммунальное предприятие. За решеткой он провел всего пару дней – за него был внесен залог 1,2 миллиона, и жизнь его мало отличается от жизни до открытия уголовного производства. Разве что в суд приходится время от времени являться.
Новое законодательство и новые перспективы
Этот судебный процесс вряд ли нанесет удар по всей системе обогащения в сфере ЖКХ в Харькове, ведь КП «Жилкомсервис» хоть и функционирует, но это уже отыгранная пьеса.
В 2016 году Кабмин взял курс на разгосударствливание системы ЖКХ и приступил к исполнению Закона «Об особенностях осуществления прав собственности в многоквартирном доме». Он предполагает, что местные власти должны отдать частным управляющим фирмам дома по типу ОСМД. А тем, кто себе не выберет управляющих, назначить. Именно за это «назначить» и ухватились в Харькове. Так, на сессиях горсовета были созданы КП «Твой дом» и девять районных предприятий по типу «Жилкомсервиса», которые, в случае нежелания харьковчан переводить свои дома под управление частников, будут продолжать исполнять роли ЖЭКов.
Активисты, которые попытались взяться за создание ОСМД, в один голос заявили, что городские власти делают все, чтобы помешать этому процессу, – начиная с того, что не регистрируют объединения жильцов и не предоставляют списки жильцов, и заканчивая провокаторами, которых засылают на собрания. Их цель – убедить собравшихся не переходить под управление частниками.
А все потому, считают эксперты, что сфера ЖКХ вовсе не так убыточна, как это пытались представить городские власти, из года в год повышая квартплату.
Вместо одного «Жилкомсервиса» появилось девять, – говорит Михаил Гаевский.
Так что закон законом, а обогащение чиновников за счет сферы ЖКХ продолжится, если харьковчане кардинально не поменяют управляющих, считают эксперты. Как говорится, «Жилкомсервис» умер, да здравствует «Жилкомсервис»!