Запрос на инклюзию. Как сделать Харьков удобным городом для всех людей
Запрос харьковчан на инклюзию растет. Из-за войны многие люди потеряли мобильность — не только военные, но и гражданские, получившие ранения в результате обстрелов или взрывов. Поэтому в горсовете создали специальные рабочие группы, которые обследуют все общественные места и нанесут на карту доступные и людям с ампутациями, и людям с детскими колясками.
Инклюзивное пространство — среда, которая адаптирована для людей с различными потребностями: молодых и пожилых людей, с малыми детьми и имеющих инвалидность. В Харькове таких мест немного. На большинство станций метро будет сложно спуститься человеку с детской коляской, двери многих учреждений не рассчитаны на то, что туда проедет коляска на колесах, у большей части организаций нет лифтов — и это делает их недоступными для людей с инвалидностью. В горсовете решили для начала хотя бы сделать аудит таких мест, которые можно считать инклюзивными.
Харьковчане требуют лучших условий
Запрос на инклюзивные пространства в Харькове вырос. Это показало недавнее исследование бюро "Социологист". Как определили эксперты в ходе опросов, более половины респондентов на вопрос о том, как именно нужно восстанавливать Харьков, выступили за то, чтобы сохранить в первоначальном виде исторические здания, а вот уже более современные восстанавливать лучше, с учетом требований доступности.
"Очень много вариантов нам предлагали люди, выехавшие за границу, потому что они увидели много примеров того, как организовано городское пространство. Говорилось о том, что Харьков должен стать гораздо более инклюзивным, чем он был до войны. Город наполняется людьми, которым очень необходимо инклюзивное пространство", — прокомментировала эти данные глава бюро Татьяна Зуб.
В Украине в целом и в Харькове нет данных о том, сколько ветеранов с инвалидностями или с ампутациями вернулись домой, неизвестно количество гражданских с тяжелыми травмами. Но они стали заметнее на улицах города.
"К сожалению, с 2022 года появляются новые и новые примеры. Если раньше это были в основном военнослужащие с ампутациями, то сейчас из-за того, что много заминированных территорий, появилось и много гражданских с ампутациями", — говорит руководитель благотворительного фонда "Харьков с тобой" Елена Рофе-Бекетова, который, в частности, занимается проблемами людей с ампутациями.
Фонд заказал специальное исследование вышеупомянутому бюро "Социологист", и выяснилось, что некоторые пространства и виды транспорта в Харькове, заявленные инклюзивными, на самом деле таковыми не являются.
"Низкопольные автобусы, которые массово ездят по большим городам, но в которых пандусы фактически не обустраиваются. Надо провести какую-то дополнительную работу с водителями и самими транспортными организациями, помочь на уровне государства, чтобы они могли оказывать помощь реально, а не: "Пожалуйста, обратитесь к… мы вас отнесем". Человек хочет быть самопомощным чаще всего, он не хочет, чтобы его несли на руках, он хочет просто зайти, заехать удобным для себя образом", — рассказал социологам один из участников анонимного опроса, член общественной организации, который работает с маломобильными людьми.
Люди с ампутациями нуждаются в автономности и возможности передвигаться по городу самостоятельно — такова главная потребность, которую обнаружили исследователи.
Аптеки, больницы и магазины проверят
В начале июля в городском совете появился новый департамент — инклюзивная доступность и безбарьерная среда. Он как раз и будет заниматься тем, чтобы адаптировать старые пространства к новым вызовам. Для начала чиновники решили провести инвентаризацию — проверить все объекты на доступность. В каждом из 9 районов города созданы специальные рабочие группы, которые вскоре начнут обходить аптеки, больницы, магазины и торговые центры, организации и проверять, доступны ли они людям разных категорий. Затем доступные объекты нанесут на специальную карту инклюзивности, которую можно будет установить на любой гаджет.
"Вскоре они приступят к работе — будут обследовать объекты и заполнять соответствующие таблицы для программистов, которые внесут все эти данные на карту. В составе групп есть и представители общественных организаций, люди с инвалидностью — без них ничего не будем делать. Но у нас нехватка людей, которые могут свободно и профессионально проверить объекты на соответствие строительным нормам, поэтому нужно доукомплектовать эти группы архитекторами, специалистами в области строительства", — сообщил KHARKIV Today директор департамента инклюзивной доступности и безбарьерной среды Юрий Шпарага.
На эту работу уйдут месяцы, затем все инклюзивные пространства будут нанесены на специальную карту, туда внесут и перечни маршрутов с низкопольным транспортом. Предварительно перечень этих объектов есть, но их надо проверить: во-первых, в результате обстрелов некоторые из них могли просто перестать работать, во-вторых, иногда помещения бывают инклюзивными лишь частично.
"Есть такое понятие, как частичная доступность, оно мне не очень нравится. Это, например, когда у здания есть пандус, но входная группа слишком узкая для того, чтобы в нее вошла коляска", — объясняет Шпарага.
Это распространенный недостаток аптек и больниц, от которых закон требует иметь пандусы, но ничего не прописывает о других условиях для маломобильных людей. Каких-либо новых штрафов за несоответствие нормам в департаменте не предусматривается. По мнению Юрия Шпараги, в муниципальных объектах проблему можно будет решить с помощью административных мер, а бизнес и сам поймет, что теряет клиентов, отказавшись от принципов доступности.