Вместо тракториста — оператор БпЛА: ветеран из Харькова придумал систему управления для фермеров на прифронтовых территориях
В прифронтовых районах трактористы и комбайнеры регулярно рискуют подорваться на минах или попасть под удар вражеских fpv-дронов. Но земледелие может стать безопасным за счет тракторов и комбайнов на дистанционном управлении.
Владимир Слепченко в качестве разведчика участвовал в боях на юге Украины. Там он увидел, как местные аграрии пытаются засевать поля, несмотря на риски подорваться на взрывчатке. Именно тогда у бывшего айтишника возникла идея переоборудовать тракторы в самоходные системы, чтобы трактористы могли вообще не выходить на поля, а управлять посевной так, как разведчики — "мавиками".
Из IT — в разведку
Владимир Слепченко до полномасштабного вторжения работал в сфере IT, специализировался на автоматизации торгового учета. Большая война застала его в Харькове, в его молодой семье недавно родился ребенок. Первым делом муж повез жену и восьмимесячного младенца подальше от линии фронта, в Ивано-Франковск, а сам решил присоединиться к Силам обороны. Чтобы не терять время, не стал возвращаться в Харьков, а вступил в ряды местного ТРО. Тогда это было непросто для человека без военной специальности — в начале войны добровольцев хватало. Тем не менее, уже в апреле, пройдя учебу, вместе с 102-й бригадой терробороны Владимир был на фронте. Впоследствии его перевели в отдельный разведывательный батальон.
"Я был непригоден к военной службе и не имел опыта, поэтому меня сначала направили связистом, но быстро выяснилось, что у меня есть способность к дронам, поэтому попросился в разведку", — вспоминает Владимир Слепченко.
Беспилотников в начале войны не хватало, разведчикам часто приходилось "докручивать" имеющиеся БПЛА до нужной задачи — здесь и понадобился многолетний опыт разработчика программного обеспечения.
Владимир воевал преимущественно на Запорожском направлении и там увидел, как тяжело аграриям под вражескими дронами возделывать поля с остатками мин.
"Поля надо пахать, но там много взрывчатки неразорванной. Мы общались с одним агрономом, обсуждали, как можно использовать агродроны, вместе исследовали этот вопрос. Я понимал, что когда-нибудь придется вернуться к гражданской жизни и подумал, что мог бы заниматься именно этим. Тогда и возникла идея использовать на заминированных полях не агродроны, а самоходный трактор", — вспоминает бывший разведчик.
В 2025 году после ранения Владимир Слепченко демобилизовался — пора воплощать идею в жизнь.
"Оператор может сидеть на другом конце планеты"
Тракторы-беспилотники уже существуют, но из-за дороговизны украинские аграрии ими массово не пользовались. Нужен был более дешевый отечественный продукт. Владимир собрал команду, вместе они разработали план и отправили заявку на программу от "Дія.Бізнес". Таким образом, стартапу удалось привлечь деньги и сделать первые экспериментальные образцы беспилотной системы управления для тракторов, комбайнов и вообще для любой сельскохозяйственной техники.
"Программное обеспечение сродни и в боевых дронах, за исключением некоторых нюансов. Мы перерабатываем обычные тракторы, модернизируем до того состояния, что он может выполнять задачу столько, на сколько у него хватит горючего", — говорит изобретатель.
Такой модифицированный трактор все равно придется завезти в поле на трали, потому что "беспилотники" не имеют права двигаться по дорогам общего пользования, но потом им можно управлять удаленно.
"Оператор может сидеть на другом конце планеты. Мы можем сделать технику более безопасной для людей, потому что даже на разминированных полях есть шанс попасть на мину", — говорит ветеран.
Такое постоянно происходит в Харьковской области. 7 октября на мине подорвался тракторист в селе Вербовка Балаклейской громады он получил ранения, до этого в июле в том же селе еще один тракторист потерял стопу из-за подрыва на мине. Сейчас к взрывчатке добавилась другая опасность — россияне охотятся на технику аграриев в прифронтовых громадах с помощью дронов. Так что трактор, которым можно будет вспахать поле, сидя в укрытии, пригодится в таких селах. Кроме того, Владимир мечтает, что на эту работу фермеры смогут брать ветеранов с ампутациями, чтобы управлять таким устройством. К тому же это еще и дополнительная выгода для фермера: за покупку техники отечественного производства он получит 25% компенсации от государства, а за трудоустройство человека с инвалидностью — 150 000 грн.
Сейчас разработчики проводят испытания, в 2026 году планируют поставлять оборудование, а с 2027-го — выпускать уже готовые тракторы на автопилоте.