Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Снова блекаут. Как Харьков живет без электричества, воды и связи

Ілюстративне фото: Сергій Козлов / KHARKIV Today
Город не переживал тотальное обесточивание несколько месяцев.

Приблизительно в 4 утра в городе раздалось 11 взрывов, сразу же исчезли свет и отопление, начались перебои с мобильной связью. Утром харьковчанам пришлось вспоминать, где находятся "Пункти незламності" и как добраться на работу без метро. В последний раз без электричества, тепла и воды надолго Харьков оставался осенью прошлого года.

Владельцы магазинов достали из амбаров генераторы, в микрорайоны поехали водовозы, а на остановках утром образовались толпы, потому что из всего транспорта осталось только 98 автобусов на весь город. Харьков снова вспомнил времена блекаутов.

Торговля не останавливается

Уже в 8 часов утра, когда прошло всего несколько часов после разрушительных ракетных ударов, харьковская сфера торговли жила, как будто ничего не произошло. Работали все крупные супермаркеты, и даже маленькие магазины снова выставили перед дверью генераторы, о которых город уже успел подзабыть. Небольшое исключение составили некоторые парикмахерские и маленькие кофейни. Большинство салонов красоты сегодня не работали, а в кафе не всегда была возможность запустить кофемашину.

"Работаем, но без кофе. Могу предложить пирожные и соки", — говорит бариста в небольшом кафе на проспекте Науки.

На рынке "Солли" возле метро "Героев Труда" с утра открыты почти все магазины, и даже местная наливайка принимает первых клиентов. Генераторов здесь почти ни у кого нет — слишком дорогостоящая покупка для малого бизнеса. Но продавцы обходятся фонариками и гирляндами на батарейках. Даже магазины молочных товаров не прекращают работу, несмотря на то, что генераторов для холодильного оборудования у них нет.

ринок
Генераторы на рынках явление редкое. Фото: KHARKIV Today

"У нас же не такие холодильники, как дома стоят, это профессиональные, они долго держат холод. Так что мы сегодня работаем, как всегда, до 18:00", — говорит Людмила, продавщица магазина "Агромол".

Все крупные торговые сети работали в обычном режиме, разве что несколько магазинов в таких ТРЦ как "Дафи" и "Никольский" не открылись.

"Что касается работы на генераторах, то вы видите, что наши супермаркеты, магазины, аптеки, автозаправочные станции работают, работают на дизелях наши медицинские учреждения и "Пункти незламності". Кроме этого, работают пункты выдачи пищи, все по расписанию", — рассказал городской голова Игорь Терехов.

Если с едой у харьковчан трудностей не возникло, разве только в домах, где стоят электроплиты, то с водой в городе утром были проблемы. Ее подвозили всего по нескольким адресам, поэтому в супермаркетах горожане размели бутылки с водой с полок.

Автобус едет "на море"

Ситуация с транспортом во время блекаутов в Харькове значительно хуже, чем с магазинами. Большинство горожан пользуются метро, трамваями и троллейбусами, автобусов же в Харькове осталось около ста, и этого количества не хватает, чтобы обеспечить нужду всех едущих утром на работу людей.

Еще с осени во время обесточивания в горсовете ввели в действие расписание временных автобусных маршрутов.Теоретически они должны охватить все районы города, но на практике получается, что автобусов мало, и они не останавливаются в тех точках, которые отмечены на карте.

На автостанции "Героев Труда" утром — ажиотаж. Жители Салтовки пытаются попасть в центр на работу или по другим делам. Их должен отвезти к площади Конституции 212 автобус, которые обычно ходят только между улицей Светлой и метрополитеном. Но автобус не едет. Люди ждут давно, переспрашивают друг друга, точно ли они стоят там, где надо. Через некоторое время к очереди подбегает мужчина и говорит:

"Автобус сегодня здесь не будет останавливаться. Надо идти на остановку через дорогу".

зупинка
Салтовцы ждут автобуса. Фото: KHARKIV Today

Вся очередь идет на другую остановку через темные переходы метрополитена — во время обесточивания они тоже не подсвечиваются. Наконец, после еще 20 минут ожидания, к остановке подъезжает забитый "Карсан", один из немногих выживших после обстрела депо. Маршрут следования на нем не указан, но люди, устав ждать, все равно заходят в салон и только потом спрашивают водителя, куда он едет.

"На море", — шутит водитель.

Опытные пассажиры объясняют новоприбывшим, что автобус идет на Алексеевку, а если им нужно в центр, они могут встать на улице "Деревянко" и пересесть на другой автобус.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Харькове повреждена ТЭЦ, — Терехов

Таким образом, с пересадками и ожиданием дорога от метро "Героев Труда" до площади Свободы занимала примерно два часа. На метро это расстояние можно преодолеть за 20 минут. Впрочем, в других, не столь отдаленных от центра районах города, как Павлово Поле, такой проблемы не было. Те районы, которые всегда были связаны с центром преимущественно автобусным сообщением, например поселок Жуковского, не испытывали больших проблем с автобусами сегодня утром. Что же касается отдаленных крупных микрорайонов, то обеспечить их транспортом во время обесточивания будет трудно — у Харькова просто нет достаточного количества автобусов, а покупать их сейчас, во время войны, в мэрии не планируют. 

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.