Самокат попал в немилость. Что будет с электронными двухколесными в Харькове?

Пункты проката убрали из парков.

Пешеходы против самокатов. Многие города мира начали бороться с заполонившими тротуары электросамокатами. Харьков не стал исключением. На прошлой неделе в мэрии ввели ограничения на сдачу в аренду этих транспортных средств. 

За последний год в Харькове начали работу десятки пунктов проката самокатов. Их стало настолько много на тротуарах и в парках, что в горсовете решили ввести специальные правила проката этих транспортных средств.

Прокат убрали с улиц

Еще недавно самокат был просто детской забавой, а уже сегодня пешеходам в Харькове приходится всерьез учитывать новых участников дорожного движения — взрослых на электросамокатах. Взять на прокат этот "транспорт" в городе можно буквально на каждом углу — во всяком случае, на центральных улицах и в парках от предложения не было отбоя. До такой степени, что на сессии горсовета 14 июля депутаты проголосовали за ограничения. Отныне владельцы Е-самокатов не могут самовольно устанавливать их на тротуарах и в парках — за пределами обозначенных стоянок. 

"Мы договорились о четком взаимодействии, определили места, где они будут, потому что у нас были места, допустим, вот здесь, возле "Никольского", поставили возле аптеки на тротуаре и людям некуда было вообще по тротуару проходить, им нужно было на дорожную часть выходить. Мы договорились, что мы координируем совместные действия для того, чтобы не было вакханалии", — рассказал на сессии секретарь горсовета Игорь Терехов.

Спустя неделю после этого решения самокатов на улицах города меньше не стало, но сами пункты прокатов исчезли из наиболее оживленных мест. Не видно выстроенных в ряд самокатов на площади Конституции, убрали их и с тротуара возле университета им Каразина. На противоположной стороне площади Свободы, возле гостиницы "Харьков", за кофейным киоском притаился уцелевший пункт проката. Ребята, которые обслуживают самокаты, говорят, что они стоят здесь вполне легально, никто не предлагал им убрать пункт, а претензии от пешеходов они ни разу не получали.

Человек на самокате — вне закона

В Патрульной полиции Харьковской области затруднились ответить, жаловались ли харьковчане на то, что на них наехал электросамокат. В других городах были подобные прецеденты. Например, во Львове юноша на самокате сбил на тротуаре 83-летнюю пенсионерку, в Киеве пострадавшая еще в 2020-м году выиграла суд против сбившей ее на тротуаре самокатчицы. 

"Если кто-то на самокате кого-то собьет, то этот случай не зарегистрируется как ДТП. Он будет фигурировать в реестре как несчастный случай или неумышленное нанесение повреждений. Электросамокат не признан транспортным средством в Украине. В правилах дорожного движения прописаны обязанности автомобилистов, пешеходов, велосипедистов, а водителей электросамокатов там нет", — пояснил KHARKIV Today пресс-секретарь Управления патрульной полиции в Харьковской области Дмитрий Гайдук. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Поехали кататься. Где в Харькове арендовать велосипеды и самокаты

В Верховной Раде зарегистрировано три законопроекта, которые касаются правил езды на электросамокатах, гироскутерах и других новых транспортных средствах. В проекте №3023 авторы предлагают приравнять водителей легкого электротранспорта к велосипедистам и обязать их ездить по велодорожке или проезжей части. Он уже принят в первом чтении. Законопроект № 5731 предлагает то же самое, а также запретить людям моложе 16 лет управлять электросамокатом. Законопроект № 5732 предлагает штрафовать водителей электротранспорта за нарушение ПДД на сумму 20 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (340 грн). Если водитель нарушил правила, будучи пьяным, его нужно штрафовать на 40 необлагаемых минимумов (680 грн) — предлагают законодатели. 

Народные депутаты рассмотрят самокатные проекты уже после каникул. А пока что многие города Украины  вводят свои правила. В Киеве на электросамокате можно разогнаться максимум до 20 км/час, а в парковой зоне — до 14. Во Львове тоже ограничили скорость езды 20 км/час, а на тротуарах — 5 км/час. Но соблюдение этих правил контролировать пока некому — полицейским нужен закон.