Роман Семенуха рассказал, как и почему проходит оптимизация школ в Харьковской области
Процесс оптимизации школ в регионе непростой и болезненный.
В 2021 году в Харьковской области две школы закрылись полностью, шесть школ присоединили к другим учебным заведениям и еще десять снизили "статус", отказавшись от 10-11 классов. В этом году в школы Харьковской области пошло около 260 тысяч учеников. Об этом сообщил замглавы Харьковской облгосадминистрации Роман Семенуха в эфире "Суспільне Харків".
"В прошлом году эта цифра составляла около более 258 тысяч школьников. То есть, в целом сеть немного уже оптимизирована. Если мы имели в Харьковской области по состоянию на 1 сентября 2020 года 734 заведения среднего образования, то сейчас мы имеем 721", — сказал чиновник.
По словам Романа Семенухи, процесс оптимизации сети заведений среднего образования непростой и болезненный. Однако это должно улучшить качество образования.
"Лицеи можно создавать в любом населенном пункте, потому что раньше было ограничение от 50 тысяч. Все же может быть под одной крышей полный цикл, то есть от начальной школы до старшей профильной школы. Профильных класса должно быть два минимум в лицее. Раньше было четыре. Единственное, что вызывает сомнение, особенно для школ в сельской местности, даже в поселках, городах, то, что комплектность таких классов должна составлять не меньше 20. Решение по оптимизации громадой должно быть принято не позже 1 сентября 2024 года, а заработать система должна до 1 сентября 2027 года", — рассказал замглавы Харьковской облгосадминистрации.
Многие громады решили отложить реформу средней школы на 2024 год. Но в ХОГА просят не затягивать.
"Уже у нас идут дискуссии, в Куньевской громаде (Изюмский район). К сожалению, этот вопрос очень часто используется политиками на местах, он заполитизирован. Есть понимание, что за каждым таким шагом стоит судьба, судьба учителей, родителей. Но когда ты приезжаешь в населенный пункт, там говорят, что все нормально. Спрашиваешь, сколько у вас учится в 11 классе, мне называют 50 человек. Я смотрю результаты Внешнего независимого оценивания и там "аут", — сообщил Роман Семенуха.
Например, в Куньевской громаде прислушались и закрыли школу, но не ту, которую планировали изначально.
"Были горячие дискуссии в Куньевской громаде, после консультаций и рекомендаций главе громады со стороны облгосадминистрации, райадминистрации, нам удалось убедить по-другому реформировать сеть и мы благодарны главе громады, который прислушался. Там был вопрос, закрывать или ту школу, или ту школу. Потому что в общем процесс необратим. Оставили ту школу, где на сегодняшний день лучше материально-техническая база, она находится в центре громады", — пояснил чиновник.
Процесс оптимизации школ продолжится. Потому что остаются сельские школы, в которых 50% выпускников не преодолевают барьер ВНО. Это означает, что уровень образования очень низкий и не соответствует времени.
"Очень часто, к огромному сожалению, мы забываем, что школа это не ради села, школа — это ради единственного, образовательной услуги и соответствующего качества. Будем говорить правду, сегодня очень ровные условия для обучения, я сейчас не только о материально-технической базе говорю, как раз здесь более-менее ситуация выравнивается со школами в больших городах, а именно об уровне и качестве этой образовательной услуги", — рассказал замглавы Харьковской облгосадминистрации.
По данным областного управления статистики, меньше всего учеников в школах в области за годы независимости было в 2013 году. Потом количество начало расти. В 2020 году детей было на 17% больше, чем в 2013 году. Одновременно в тот же период в области стало на 113 школ меньше. Роман Семенуха считает, что процесс оптимизации школ неизбежен по причине их малокомплектности.
"Я считаю, что государство обязано дать высокого качества образовательную услугу", — уверен чиновник. Пока сделать вывод, принесла ли оптимизация улучшение качества образования, нельзя: нужно, чтобы прошло больше времени.