Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

По телефону и в подвале. Дети освобожденных громад Харьковской области снова учатся

Фото: KHARKIV Today
Большинство школьников в Купянском районе получают задания по телефону.

На деоккупированных территориях удалось возобновить учебный процесс. Правда, полноценным образованием это сложно назвать. Во многих селах нет стабильного интернета, так что дети получают задания по телефону, в одних населенных пунктах не хватает учителей, в других им не могут выплатить зарплату.

Весной прошлого года более 500 населённых пунктов Харьковской области в составе 28 общин были оккупированы. В сентябре ВСУ освободили почти все города и села, но наладить там мирную жизнь удалось не сразу. Восстанавливать учебу в школах начали в середине октября: сначала – в Чугуевской громаде, потом в других. Сейчас в учебу привлекли всех детей школьного возраста — в освобожденных громадах их около 20 тысяч. Но школьные дни у этих учеников проходят не так, как у ровесников в других городах и селах, не знавших оккупации.

Урок по "Вайберу"

Во многих освобожденных селах до сих пор есть проблемы с интернетом. Это касается, прежде всего, приграничья — Волчанской и Купянской громад. Поэтому местные учащиеся не могут присутствовать на онлайн-уроках. Обучение проходит через телефон. Обычно в каждом селе есть хоть одно место, где можно "поймать" мобильный интернет. Туда дети из приграничных сел ходят получать задания.

"Есть так называемый смешанный формат, когда ребенок учится через месседжеры, "Телеграм" или "Вайбер". Ребенок получает задачи, которые нужно самостоятельно выполнить, так же через месседжер решенные задачи отправляет учителю на проверку. Есть записанные уроки, они несколько короче обычных — до 20 минут, это видео посылается в любой месседжер, ребенок открывает урок и смотрит его в телефоне", — пояснил KHARKIV Today директор областного департамента науки и образования Харьковской ОВА Алексей Литвинов.

В селе Гонтаревка Чугуевского района школьники даже построили шалаш из палок и полиэтилена, чтобы в единственном месте, где есть интернет, получать задания в комфортных условиях. Нет мобильного интернета и в Казачьей Лопане. Но в этом пограничном поселке собираются обустроить для детей специальный "учебный бункер".

"У нас в Казачьей Лопане есть "Старлинк". Мы собираемся организовать комнату в подвальном помещении, чтобы дети туда приходили и учились. Сейчас в поселке живет около 60 детей школьного возраста", — рассказал KHARKIV Today глава Дергачевской районной военной администрации Вячеслав Задоренко.

укриття
Класс-укрытие для детей в школе "Одаренность". Такой же хотят сделать в Казачьей Лопане. Фото: ХОВА

Такой же подвал собираются обустроить и в Дергачах, хотя в поселке нет проблем с интернетом. Появилась стабильная связь и в Изюме. В городе сейчас проживает 1100 детей школьного возраста, все они учатся в школе.

"Ситуация с интернетом в Изюме улучшается постоянно, к нам зашли несколько частных компаний, которые восстанавливают связь — их не менее четырех. Есть мобильный интернет. Благодаря международной помощи и волонтерам раздаем планшеты детям, где есть такая возможность", — сообщил KHARKIV Today Владимир Мацокин, заместитель Изюмского городского головы.

В Изюмской громаде работают все школы, в соседней Боровой из 10 учебных заведений два не открыли. Детей, записанных в эти школы, перевели в другие. Такая же ситуация была и во многих селах Купянского района, где школы только начинают возобновлять работу. Но дети в это время не бездельничали — их перераспределили в другие школы. Например, в Петропавловской громаде дистанционно обучают учащихся из Купянской, Куриловской и Кондрашевской общин. В этом месяце школы в громадах заработают — детей снова переведут к ним.

Учителей заменили студентами

Одна из причин, почему многие школы в Купянском районе закрыты — нехватка учителей. Купянщина была захвачена россиянами в первые дни войны, мэр города Геннадий Мацегора пошел на соглашение с захватчиками, именно здесь была оккупационная администрация. Неудивительно, что многие учителя и директора школ стали коллаборантами, ездили на курсы в Россию и готовы были в сентябре начать учебный год по российским стандартам. После освобождения района многие из них побежали вслед за гауляйтером в Белгород, прихватив с собой финансовую документацию, чем лишили своих коллег законной зарплаты. У государства есть долги перед учителями в Купянском и Изюмском районах, в Волчанской громаде из-за отсутствия финансовых документов.

"Большое количество руководителей учебных заведений сотрудничали с оккупантами, одни из них находятся под фильтрационными мероприятиями, против некоторых возбуждены дела за коллаборационную деятельность. Во время оккупации они не выполняли свои обязанности, в том числе не составляли документы, не доставляли их в органы Государственного казначейства. Часть этих директоров бежала в страну-агрессор, потеряны отдельные финансовые документы, пока их не восстановят, пока эти данные не будут занесены в казначейские программы, мы не можем учителям заплатить. И деньги есть, и власть готова, но нет документов, за какими можно произвести соответствующие расчеты", — объясняет Алексей Литвинов.

петропавлівка
Школа в селе Петропавловка разрушена, но местные учителя работают отдаленно. Фото: Сергей Козлов/KHARKIV Today

Долги разные: в одних громадах это два месяца, в других пять. Речь идет только о тех месяцах, когда школы находились на временно оккупированных территориях.

Причина нехватки учителей в Купянске и Волчанске — не только в том, что среди них было много коллаборантов. Некоторые из них уже после деоккупации уволились и уехали в более безопасные громады Украины или за границу. Проблему уже решили, говорят в областном департаменте образования. Вместо опытных профессионалов в школах преподают студенты магистратуры педагогического университета имени Сковороды и Харьковской гуманитарно-педагогической академии. Их около 50, преподают все предметы – от физкультуры до математики.

В некоторых населенных пунктах сложилась зеркальная ситуация: детей вывезли, а учителя почти все остались дома. В Боровой на одного учителя приходится всего 7,5 школьников.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Восстановление разрушенных школ на Харьковщине. Кому повезет в следующем году

"Количество детей очень уменьшилось, нагрузка на учителей есть, но классы не наполнены. На 160 учителей где-то 1200 детей", — рассказал KHARKIV Today глава Боровской общины Александр Тертышный.

Он не исключает, что часть учителей из школ, где мало детей, переведут в те учебные заведения, где педагогов не хватает. Таким образом, к концу войны и учащиеся, и учителя могут еще неоднократно сменить место обучения и работы.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.