Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Нужны люди и машины. Что мешает возрождению харьковского трамвая?

Фото: Харківська міська рада
На Салтовке курсируют чешские трамваи.

Трамваи постепенно возвращаются на улицы Харькова. Сегодня несколько микрорайонов Салтовки соединил 23-й маршрут, но, скорее всего, в других районах довоенные трамвайные линии в этом году не возродятся и новые не появятся. Причина не только в том, что россияне уничтожили контактную сеть.

23-й маршрут мог быть длиннее, но в трамвайном депо не нашли достаточное количество водителей.

23-го трамвая Харьков ждал давно. Его возвращение готовили пять месяцев — обследовали и ремонтировали пути и линии, устанавливали табло и обустраивали остановки. Наконец, сегодня первый желтый трамвай отправился с конечной остановки "Салтовская" (бывшая "Площадь Льва Толстого") по проспекту Тракторостроителей до 602-го микрорайона. Большое облегчение для жителей Салтовки, но пока такое решение достаточно половинчатое, потому что до войны этот маршрут ходил вплоть до "Индустриальной", соединяя заводские районы и Салтовку. Харьковский мэр Игорь Терехов пообещал, что в горсовете будут работать над восстановлением старого маршрута, но реальная работа в этом направлении пока не ведется.

"Здесь есть несколько факторов. Во-первых, все будет зависеть от сденег. Второй фактор — время и специалисты, которые должны выполнять эту работу, обследовать пути. Пока у нас нет планов, которые я мог бы озвучить", — прокомментировал ситуацию KHARKIV Today заместитель Харьковского городского головы по вопросам жизнеобеспечения города Дмитрий Липовой.

трамвай
23-й маршрут, обкатка нового трамвая. Фото: maxtram

Одна из причин, почему маршрут не стал длиннее, — отсутствие трамваев и людей, умеющих их водить. До полномасштабной войны в Харькове ежедневно на рельсы становилось 167 единиц транспорта, сейчас — 71, это с учетом пяти, которые пошли по 23-му маршруту. Это чешские трамваи из города Пльзень, которые списали по возрасту. Вагоны были изготовлены в 1982–1987 годах и имеют высокий пол, а по правилам ЕС весь транспорт должен быть доступным, то есть низкополым. Чехи подарили Харькову 9 трамваев, но пока можно использовать только 5, потому что не хватает водителей.

"Если берем довоенный выпуск, сейчас водителей стало меньше на 60%, а с учетом того, что сегодня есть — нам не хватает 20% работников", — говорит Дмитрий Липовой.

Эксперт по городскому транспорту Алексей Свид, ссылаясь на собственные источники в депо, утверждает — 23-й маршрут мог бы быть совсем другим, если бы не дефицит кадров.

"Сначала была мысль запустить его через улицу Непокоренных (бывшая Героев Труда, — ред.) на Гидропарк, эдакий урезанный 26-й маршрут, чтобы разгрузить частично 24-й троллейбус и 63-й и 204-й автобусы, но у нас пока что не хватает водителей", — рассказал Свид KHARKIV Today.

Причин этого дефицита несколько: выезд работников из Харькова в другие регионы, мобилизация, а также невысокая зарплата. По данным объявлений от трамвайных депо, водитель получает 10-15 тысяч гривен в месяц, в зависимости от нагрузки и опыта. После обучения, которое длится 5 месяцев, зарплата будет немного выше минимальной.

Трамвай или электробус?

Весной 2022 года казалось, что история харьковского трамвая закончилась: были уничтожены депо, подстанции и частично подвижной состав. Но уже в конце мая было запущено несколько маршрутов. В начале этого года в центр вернулся трамвай №12, но, похоже, перспективы дальнейшего развития сети в горсовете не видят. Привычный рельсовый транспорт в мэрии уже давно планируют заменить электробусами.

На сессии 19 августа депутаты горсовета приняли решение одолжить у Европейского инвестиционного банка 15 миллионов евро и купить на них 30 электробусов. Срок займа будет продолжаться 22 года.

"Электробусы станут фишкой Харькова: город планирует первым в Украине массово запустить электробусы на маршруты общественного транспорта", — заявил в свое время мэр города Игорь Терехов в эфире телемарафона.

Даже обычные троллейбусы с автономным ходом могли быть лучшим решением — считает Алексей Свид.

"Электробусы сейчас выглядят как дорогая игрушка. Возможно, лучше было бы направить эти деньги на троллейбусы с автономным ходом, которые хорошо показали себя во время блекаутов: когда часть города не имеет тока, а часть имеет, благодаря этим троллейбусам можно было поддерживать мобильность в городе, ведь просто автобусов не хватает", — считает эксперт.

Также, по его мнению, эти деньги можно было бы потратить на продление трамвайной линии 23-го маршрута до "Индустриальной".

Алексей Свид был одним из истцов в громком деле общественности против горсовета за возвращение трамвая на спуск Веснина, где рейсы по решению чиновников были демонтированы уже во время полномасштабной войны. Апелляционный суд признал правоту истцов, но юридический департамент горсовета подал кассационную жалобу на это решение. Поэтому несмотря на популярность 12-го маршрута, на котором до войны в мэрии тоже почти поставили крест, называя "аттракционом", больше трамвайных маршрутов в ближайшее время в Харькове не будет — на это нет денег и, главное, политической воли.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.