"Новая почта" пойдет в суд за трехсотмиллионный аквариумный штраф

Штраф в компании считают необоснованно большим.

Речь идет о более чем 325 миллионов гривен. 

Разъяснения о принятых решениях предоставила Госпродпотребслужба, которая выписала штраф. Там приветствует намерение "Новой почты" в суде установить истину в споре об обжаловании решения о наложении санкций.

27 января 2021 года в главное управление Госпродпотребслужбы в Харьковской области обратился мужчина, он пожаловался, что аквариум, доставленный "Новой почтой", пришел разбитым. По его словам, компания отказалась компенсировать стоимость товара, указанную в почтовой декларации. По закону "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" (ст.6) в подобных случаях проводят внеплановые проверки.

"15 марта 2021 сотрудники главного управления Госпродпотребслужбы в Харьковской области пришли с внеплановой проверкой по указанной жалобе в отделение №49 (Харьков, проспект Московский, 256), однако выяснить, были ли нарушены права потребителя, не удалось, поскольку уполномоченным лицом — руководителем отделения — не предоставлены необходимые документы. Процедура проверки происходила в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе, была зафиксирована на видео", — рассказали в Госпродпотребслужбе.

Проверяющие обратились к руководству отделения с требованием предоставить документы, чтобы провести проверку в сроки, установленные законодательством — в течение трех дней. Этого не сделали, чем нарушили п.8 ст. 23 закона "О защите прав потребителей" — создали препятствия законной деятельности должностных лиц. Штраф, предусмотренный законодательством в этом случае, составляет от 1 до 10% стоимости продукции, реализованной юридическим лицом за предыдущий календарный месяц.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Штраф для харьковского отделения "Новой Почты" назвали рэкетом

На "Новой почте" подчеркнули, поводом для проверки послужила жалоба клиента о повреждении посылки на сумму 500 гривен. Там уверяют, что проверяющий не вручил документы о проверке руководителю юридического лица, его обособленного подразделения или уполномоченному им лицу. Зато их вручили руководителю отделения, который не уполномоченное лицо.

"Кроме того, была нарушена и процедура проверки. В частности, представитель любого контролирующего органа при осуществлении проверки должен расписаться в специальном журнале — это требование законодательства. Этого тоже сделано не было. Руководитель отделения в свою очередь предложил проверяющим обратиться к руководству компании, но этого сделано не было. Зато проверяющие расценили такие действия как создание компанией препятствий должностным лицам для проверки", — рассказали в компании.

В Госпродпотребслужбе пояснили, 11 мая "Новой почте" письмом сообщили о времени, дате и месте рассмотрения дела о наложении штрафных санкций. Однако никаких возражений по поводу установленных нарушений не поступило и представители "Новой почты" на рассмотрение дела не пришли. 28 мая главное управление Госпродпотребслужбы в Харьковской области вынесло постановление о наложении взысканий на сумму 151 миллион гривен, что составляет 10% от объема реализованной продукции "Новой почты" за февраль 2021 года. По состоянию на 7 июля "Новая почта" оспаривает это решение в суде.

Еще одно обращение поступило проверяющим 10 марта, мужчина жаловался на то, что его обсчитали в отделении №3 "Новой почты" (Чугуев, улица Кожедуба, 1). Почти месяц спустя 8 апреля сотрудники главного управления Госпродпотребслужбы в Харьковской области пришли в это отделение для проверки. Она проходила в соответствии с требованиями законодательства, включая видеофиксацию.

"Востребованные в ходе проверки документы также не были предоставлены. Это является нарушением статьи 26 Закона Украины "О защите прав потребителей", что зафиксировано в акте проверки. У "Новой почты" была возможность до 15 апреля предоставить необходимые документы, но это не было сделано. 2 июля главное управление Госпродпотребслужбы в Харьковской области вынесло постановление о наложении взысканий в размере 174 миллиона гривен, что составляет 10% от объема реализованной продукции "Новой почтой" за март 2021 года", — сообщили проверяющие.

"Новая почта" заявила, что расценивает действие контролирующего органа как манипуляцию государством своих полномочий и оспаривает штраф в Харьковском окружном административном суде. Также компания направила официальную жалобу в Госпродпотребслужбы на неправомерные действия сотрудников харьковского подразделения, а также обратилась к омбудсмену и международным правозащитным организациям.

"При этом и сам акт о штрафе тоже был составлен с нарушениями. Так, там не указано в чем именно компания препятствовала проверяющему органу но не указана дата правонарушения. Кроме того, мы считаем неправомерным, что штраф был рассчитан от оборота всей компании, а не отделения, в котором осуществлялась проверка. К тому же контролирующий орган сразу выбрал максимальный из возможных штрафов, хотя по практике даже суд не выбирает высшую меру наказания, особенно, если нарушение было совершено в первый раз", — пояснили в компании. 

Напомним, ранее в главном управлении Госпродпотребслужбы в Харьковской области сообщали, что хотели проверить обращения о некачественном обслуживании и нарушении прав при пользовании услугами в отделениях "Новой Почты". Однако в отделениях в Харькове и Чугуеве проверяющим не предоставили документы, объяснения, необходимые для полного и всестороннего рассмотрения обращений людей и проведения внеплановых проверок. Потому на "Новую почту" наложили административные штрафы и административно-хозяйственные взыскания. Общая сумма составила 325 851 634 гривен 80 копеек.