Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

"Надежда на лучшее будущее для детей — это наша самая большая мотивация": как работает лицей на Харьковщине во время войны

Российская агрессия нанесла значительные разрушения образовательным заведениям на Харьковщине. Половина школ области были повреждены, около сорока полностью разрушены. Но наиболее болезненными являются раны, которые война оставила в душах детей и взрослых.

Уже третий год школьники в селе Николаевка учатся дистанционно. Ученики и учителя лицея продолжают свою образовательную миссию в условиях непрерывных воздушных тревог и вызовов посредством перебоев со светом или отсутствующего интернета. Для них школа стала не только местом обучения, но и психологической опорой. Мероприятия по поддержанию ментального здоровья начали внедряться по инициативе директора лицея Ольги Миргородской и школьного психолога Натальи Губы. О работе Николаевского лицея во время войны и об участии в проекте "Внедрение модели школы, чувствительной к психическому здоровью" в рамках программы "Безопасное обучение в Украине" читайте дальше.

"Работа в образовании — это призвание"

1
Ольга Миргородская, директор лицея с. Николаевка.

Ольга Миргородская работает в сфере образования уже 12 лет. Сейчас она возглавляет лицей в селе Николаевка.

"Образование — это место, куда идут по призванию. Это та работа, которой ты живешь", — делится Ольга.

Ее коллега Наталья Губа — школьный психолог с 14-летним опытом.  С детства Наталья мечтала стать учительницей. Впоследствии она получила психологическое образование, и теперь работает в школе, объединяя оба призвания, которые дополняют и усиливают друг друга.

.

1
Наталья Губа, практический психолог лицея с. Николаевка.

Миссия педагогов — помогать другим, и работа в школе лучше для этого подходит. Ведь учащиеся столкнулись с потерей ощущения безопасности. Для них школа стала единственным стабильным пространством, где они могут почувствовать себя защищенными.

"Дети перестали общаться друг с другом"

"В первые недели полномасштабной войны все почувствовали растерянность и неизвестность, — вспоминает Наталья. — На мои плечи как психолога упала большая ответственность по поддержке учеников и родителей. Также я должна следить за психологическим состоянием коллег".

"Психоэмоциональное состояние учащихся сейчас разительно отличается от довоенного времени", — говорит Ольга. По ее словам, дети глубоко переживают войну на уровне семей. У многих учащихся родные и родители сейчас на фронте. Есть дети, чьи родственники находятся в оккупации. Также в школу пришли дети-переселенцы, семьи которых потеряли все из-за войны.

Фото: ученики лицея

Годы дистанционного обучения также оставляют серьезный отпечаток.

"Учащиеся не находятся в естественном для себя социальном пространстве, — рассказывает Ольга. — Это заметно и в учебе, и в поведении. Дети перестали общаться друг с другом, потеряли важные социальные навыки. За годы дистанционного обучения младшие школьники даже не знают, как это — сидеть за партой в школе и вместе играть на перемене".

Проект, что дает надежду на восстановление

Именно в это сложное время лицей присоединился к проекту "Безопасное обучение в Украине" от образовательного фонда Go Global при финансовой поддержке финской международной неправительственной организации Finn Church Aid (FCA) и Министерства иностранных дел Финляндии.

"При регистрации на программу мы мало понимали, чего ожидать. Но ни разу мы не пожалели об участии", — делится директор лицея.

Проект направлен на внедрение модели школ, чувствительных к психическому здоровью и делающих его центром образовательного процесса вместе с академическими достижениями. Педагоги проходят специальные тренинги, где учатся работать с травмами войны и развивать стрессоустойчивость как свою, так и учеников. В дальнейшем они делятся полученными знаниями со своими коллегами в школе и громаде. Важным инструментом для работы, который получают участники проекта, является практическое пособие с готовыми тренингами и упражнениями.

Фото: коллеги изучают пособие

"Материал на тренингах был прекрасно систематизирован, — рассказывает о своих впечатлениях психолог Наталья. — Мы постоянно проходим различные курсы и тренинги, но нечасто они столь качественные. Благодаря проекту мы имеем много вдохновения и мотивации на воплощение в жизнь чувствительной школы".

Как новые знания работают в школах

Фото: психолог Наталья Губа проводит тренинг для учащихся

Полученные знания педагоги сразу стали применять на практике. Особое внимание было уделено развитию резильентности — способности преодолевать стресс и восстанавливаться после травматических событий.

В школе начали проводить живые встречи и тренинги. Это важный шаг к восстановлению социальных связей, нарушенных войной и дистанционным обучением. В действенности встреч вживую убеждена директор лицея Ольга: "Дети в игровой форме взаимодействуют друг с другом, дружат, развивают социальные навыки. После этого онлайн-обучение им дается гораздо легче".

В зависимости от возраста учащиеся под руководством педагогов выполняют упражнения на расслабление мышечного напряжения, дыхательные техники, другие психологические упражнения. "Тренинги мы проводим, по меньшей мере, раз в два месяца, — рассказывает Наталья. — Систематичность в этом очень важна". Ежедневной традицией для школьников стали "психологические минутки" во время онлайн-занятий.

Особо заметны результаты работы с детьми-переселенцами. "В пятом классе учится мальчик-переселенец, — рассказывает Ольга. — Он пришел к нам замкнутым, мало взаимодействовал с одноклассниками, не интересовался учебой. После живых встреч и психологических тренингов, он стал открываться, общаться с другими детьми и нашел новых друзей".

Сейчас школа внедряет особый проект: дети создают свой уголок отдыха, где могут общаться друг с другом и играть в развивающие игры.

Участницы проекта убеждены: для того чтобы эффективно работать и поддерживать учащихся, учителя также должны быть в ресурсном состоянии. Поэтому им тоже важно использовать техники для самоподдержки. Психолог Наталья отмечает, что ее коллегам-педагогам пригодилось упражнение по поиску собственных источников ресурса, которое дает возможность посмотреть на себя со стороны и провести самоанализ.

"Мы видим не проблемы, а возможности их решения"

Фото: педагоги лицея на обсуждении новых подходов к работе с учащимися

Ольга и Наталья вместе проводят тренинги для своих коллег, чтобы весь коллектив школы умел бережно и эмпатийно общаться с детьми и друг с другом.

"Наш коллектив готов к переменам, — отмечает Наталья. — Коллеги охотно внедряют полученную информацию в работу. Ведь все понимают, что школа должна быть чувствительна к теме психического здоровья".

"Мы ищем ресурс в себе, — добавляет Ольга Миргородская. — Мы видим не проблемы, а возможности их решения. Главное — любить свою работу и ежедневно работать. Надежда на лучшее будущее для детей — это наша самая большая мотивация".

 

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.