Метро в аэропорт, Рогань и укрытие на остановках. Каким будет городской транспорт Харькова в 2050 году?

В мэрии обещают революцию на дорогах.

В ближайшие 25 лет в Харьковском горсовете планируют изменить систему движения по дорогам города. Чиновники обещают сделать все остановки доступными маломобильным людям, построить метро на Рогань и в аэропорт и организовать выделенные полосы для общественного транспорта.

В горсовете утвердили План устойчивой городской мобильности города. По пессимистическому сценарию разработчиков, ситуация в Харькове "стабилизируется с 2027-го", а оптимистический вариант предполагает, что это произойдет еще раньше, уже в следующем году, и тогда можно будет реформировать и расширять транспортную систему.

Восемь новых станций

В горсовете не отказываются от идеи построить станцию ​​"Одесскую", которую харьковчанам обещают еще с 2015 года, а также продолжить подземку до восточных окраин.

По данным 2021 года, 45% всех харьковчан, пользующихся общественным транспортом, выбирали именно метро. Среди плюсов этого вида транспорта разработчики стратегии указывают на то, что станции могут одновременно служить укрытиями во время обстрелов и не нуждаются в этом дополнительном оснащении.

Среди минусов — неравномерное распределение линий между районами. Например, в Шевченковском есть 9 станций метро, ​​в то время как в Основянском — только одна. Эту несправедливость авторы плана собираются исправить и к 2050 году построить восемь новых станций: "Державинскую", "Одесскую", "Мотель "Дружба", "Аэропорт", "Восточную", "Роганскую", "Южную" и "Гвардейцев Широнинцев" .

"Державинскую" и "Одесскую" начали строить еще в 2022 году, но работы прервала полномасштабная война. И сейчас авторы Плана устойчивой мобильности не предусматривают в своих расчетах, что их можно будет открыть до 2028 года. Все работы по метрополитену, в том числе и обустройство инклюзивной инфраструктуры, запланированы с 2028 по 2050 годы. То есть новые станции появятся очень не скоро.

Еще одна большая проблема метрополитена — полностью изношенный подвижной состав.

"Парк подвижного состава Харьковского метрополитена состоит из 326 вагонов, уровень износа которых составляет 95,3%", — сообщили в департаменте строительства и дорожного хозяйства.

Его планируют постепенно менять, начиная уже с 2025 года, при условии, что события в Украине и мире будут развиваться по оптимистическому сценарию.

Специальные линии для общественного транспорта

То, что в мэрии планируют сделать для развития общественного транспорта не под землей, а на земле некоторые эксперты транспортной сферы называют настоящей революцией. Ведь в документе авторы отдают однозначный приоритет автобусам перед частными автомобилями.

"Друзья, вы пропустили настоящую революцию в транспортной политике города! Город развернулся от позиции "а мне нравится, что в Харькове на авто комфортно, а не как в Европе" к плану устойчивой мобильности, который учитывает потребности всех жителей города. Приветствую всех причастных!", — написал харьковский урбанист и исследователь транспорта Павел Храмов.

"Революция" заключается в том, что авторы плана предусматривают больше преимуществ для общественного транспорта, например выделенные полосы. К 2028 году они должны появиться в следующих местах:

  • по пр. Юбилейный: от пр. Л. Ландау до Салтовского шоссе;
  • по пр. Л. Ландау: от пр. Юбилейного до пр. Героев Харькова;
  • по пр. Гагарина/ул. Вернадского от ул. Нетиченской до ул. Одесская.

С 2028 по 2034 год на выезде из города планируют построить систему перехватывающих паркингов:

  • трасса М03 — проспект Героев Харькова — Объездная дорога;
  • Объездная дорога — Полтавское шоссе;
  • Сумской шлях — Залютинская улица — Объездная дорога;
  • Малоданиловская улица — Объездная дорога — Клочковская улица;
  • проспект Гагарина — проспект Л. Ландау.

Также в мэрии обещают адаптировать неинклюзивные тротуары к инклюзивным низкопольным автобусам, сделать больше остановок общественного транспорта — так, чтобы большинство харьковчан жили на расстоянии не более 500 м от остановки, устроить укрытие на всех остановках, бесплатные парковки для велосипедов и проложить больше  велодорожек, а также оборудовать весь наземный общественный транспорт бортовыми компьютерами.

"Есть куда расти, ведь трамвайный парк на 98% неинклюзивный, а низкопольный транспорт теряет свою доступность из-за неустроенной сопутствующей инфраструктуры на остановках и улицах", — считает транспортный эксперт Максим Цвелих.

Все эти нововведения должны сократить время ожидания на остановках и время, проведенное в пути (см. выше табличку).

Кто заплатит за устойчивую мобильность?

Реализация транспортной революции нуждается в колоссальных финансах, ведь общественный транспорт Харькова был сильно избит российскими обстрелами.

"В настоящее время ключевым вызовом функционирования муниципального автопарка является ограниченное количество автобусов — 150 единиц", — пишут авторы проекта.

Обновлять нужно также электротранспорт: 152 трамвайных вагона, 134 троллейбуса. Кроме того, переложить 100 км трамвайных путей. Все эти реформы нуждаются в деньгах. Главный недостаток Плана устойчивой мобильности — его дороговизна.

"Ориентировочная общая стоимость внедрения мер по устойчивому восстановлению и развитию мобильности Харькова может составить — 101,.1 млрд грн", — говорится в документе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Транспорт в законе. Вернутся ли трамваи в Харькове на довоенные маршруты?

В мэрии надеются на помощь международных институтов.

"Городу удается привлекать финансирование от международных партнеров, таких как Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Всемирный банк. В 2023-2024 годах Харьков продолжил сотрудничество с этими организациями для финансирования проектов по восстановлению транспортной инфраструктуры, реконструкции объектов теплоснабжения и строительства укрытий", — говорится в Плане.

Кроме того, в горсовете полагаются на собственные доходы бюджета и помощь государства, конечно, полагаясь на оптимистический сценарий.