Красивые слова о Харькове. Семь главных обещаний Игоря Терехова

В год выборов чиновники щедры словами.

В октябре 2021 года в Харькове состоятся выборы городского головы. Наилучшие стартовые позиции среди всех возможных кандидатов имеет Игорь Терехов, так как он исполняет обязанности мэра и может с высоты своего кресла раздавать обещания избирателям.

KHARKIV Today выбрал наиболее знаковые для Харькова  прожекты секретаря горсовета, чтобы осенью после выборов проверить, какие из них останутся только словами.

1. Реконструкция зоопарка

Игорь Терехов часто позиционирует себя как преемника Геннадия Кернеса. В случае со строительством зоопарка это действительно так. Его обещал открыть покойный мэр, теперь обещает исполняющий его обязанности.

"23 августа, я уверен, мы торжественно откроем Харьковский зоопарк. Очень много нам надо выполнить до этого времени. Я благодарен строителям за то, что они делают. Могу сказать, что темпы нормальные. График, который мы ставили и разрабатывали в начале строительства, мы выдерживаем полностью" — сообщил исполняющий обязанности Харьковского городского головы Игорь Терехов.

Зоопарк закрыли на реконструкцию в 2016 году, это выглядело как имиджевый проект к выборам 2020 года. Тогда планировали, что через полтора-два года он уже будет открыт и выдали 50 миллионов из бюджета. В 2018 году  Кернес назначил открытие на День города, зоопарк, разумеется, не открыли, Кернес снова пообещал открыть зоопарк уже в конце 2020 года. Мэра полгода как нет, зоопарк все еще на реконструкции. Общая стоимость его строительства выросла до 2 миллиардов гривен, и конца этому не видно, несмотря на радужные обещания. За два месяца до открытия все еще строят океанариум, слоновник, жирафятник и другие объекты.

2. Карточка харьковчанина

Еще одно обещание, неразрывно связанное с зоопарком, — "Карточка харьковчанина". Изначально предполагалось, что вход в зоопарк будет бесплатным, но сейчас Игорь Терехов уточняет: с приезжих будут брать деньги. Даже ориентировочные цифры озвучил: 100 гривен с детей и 200 — со взрослых. А обладатели харьковской прописки пойдут в зоопарк по "Карточке харьковчанина". Кроме того, льготники могут задействовать ее в транспорте как своеобразное удостоверение. На этом пока — все, возможно, в будущем ею смогут пользоваться как электронным проездным.

"Карточка харьковчанина" — это топ-проект для Украины. Я думаю, что другие города будут перенимать наш опыт", — заявил Терехов.

В других городах подобные карточки  работают давно и куда более разнообразно, чем это будет в Харькове. Киев ввел "Карточку киевлянина" еще в 2011 году, ею можно платить за проезд и за коммуналку, получать на нее льготы и даже скидку на социальный хлеб. 

Игорь Терехов обещает выдать первые карточки ко дню города. Проверим, как она будет работать. 

3. Новые автобусы и трамваи

Среди предвыборных обещаний Игоря Терехова не последнее место занимает транспорт. Весной фото и. о. городского головы, собственноручно моющего плитку в метро, облетело все паблики и стало мемом.  

Затем Игорь Терехов съездил в Турцию и вернулся оттуда с договоренностью на поставку мини-автобусов. Их он обещает поставить на короткие маршруты на окраинах города, от которых отказались перевозчики. Эти маршруты будут муниципальными. На 41 маршрут в этом году должны поставить 151 автобус. Это обещание выглядит самым реальным среди всех предвыборных разговоров. Низкопольные автобусы в апреле уже представили в Харькове. 

А вот другой транспортный проект — "харьковский трамвай" — смотрится несколько утопично. Планируется, что делать трамваи будут на базе "Экополиса ХТЗ" Александра Ярославского. По словам Игоря Терехова, первый образец будет презентован уже в сентябре.

"Ярославский инвестирует в это финансы, мы как город обязуемся брать у них трамваи и пускать их на маршруты. Это будет ультрасовременный трамвай, который в Украине еще не выпускался, он соответствует лучшим европейским аналогам, но стоит намного дешевле", — заявил Терехов в феврале. В июне на сайте Европейского инвестиционного банка появилась информация о проекте инвестиций для Харьковского горсовета на покупку новых трамваев на сумму в 75 миллионов гривен. 

4. Обновленный "Металлист"

Еще один проект-обещание, выполнение которого очень зависит от Александра Ярославского. Последний, похоже, не против роли вип-агитатора Игоря Терехова. Они даже вместе вышли на футбольное поле во время последней в сезоне игры ФК "Металл".

"Металлист" (Харьков)  будет победителем, играть в еврокубках, Лиге чемпионов, и мы вместе будем побеждать", — объявил со стадиона Терехов.

ФК "Металл" пока что играет во Второй лиге, клубу всего лишь год. Поэтому если кто и имеет шансы на еврокубки в ближайшем будущем, так это второй харьковский клуб, "Металлист 1925", который возник на обломках "Металлиста" и в этом сезоне вышел, наконец, в Премьер-лигу.

5. Дорога через "Барабашово"

Еще одно наследие Кернеса, перекочевавшее в предвыборные обещания Терехова. История дороги от станции метро "Киевская" на Салтовку началась летом 2019 года. Тогда депутаты горсовета проголосовали за строительство, которое предполагало снос части рынка "Барабашово". Рынок принадлежит политическому сопернику Геннадия Кернеса Александру Фельдману.

В 2020 году дорогу начали строить — не без потасовок и сопротивления со стороны людей Фельдмана. Смерть Кернеса немного приостановила этот процесс, но уже на второй сессии новоизбранного совета без мэра Игорь Терехов заговорил о дороге и показал проект с виадуком.

"Моя четкая позиция — дорога пройдет так, как она запланирована и спроектирована. Руководство рынка должно это понимать. Ведь мы строим дорогу не для себя, а для харьковчан", — заявил секретарь горсовета.

Несмотря на обещания, в последние месяцы строительство дороги заглохло. Предприниматели, торгующие на "Барабашово", говорят, что давно не замечали в районе строительства никакой активности.

6. Проспект Жукова

Еще одно "тяжелое наследие". На выборах в Верховную Раду в 2019 году  Геннадий Кернес сделал  маршала Жукова символом того, что ему близки идеалы тоскующих по СССР харьковчан. В парламент его партия не прошла, но идея с Жуковым прижилась.  

Многочисленные судебные потуги горсовета по переименованию проспекта Григоренко обратно в проспект Жукова не увенчались успехом, но мэрия теперь уже в лице Терехова продолжает упорствовать. 

"Я хочу, чтобы все харьковчане знали, что в городе Харькове стоял, стоит и будет стоять памятник Георгию Жукову, проспект продолжит носить имя великого маршала победы, и харьковчане будут отмечать этот святой праздник именно 9 мая", — заявил Терехов 9 мая.

Выполнить это обещание у него вряд ли получится, потому что подобное название проспекта противоречит закону "О декоммунизации". Все, что он может гарантировать избирателям, — бесконечную трату их налогов на судебные тяжбы. 

7. Реконструкция Гидропарка

По своему масштабу этот проект может быть таким же долгим и затратным, как и реконструкция сада Шевченко. На месте довольно дикого Гидропарка Терехов обещает устроить набережную, пикники с беседками и гамаками, дорожки для бега и амфитеатр со сценой.

Этот парк будет соединен с другими так называемым "зеленым каркасом", который растянется на 127 километров. Сейчас проект выглядит наименее реальным из всех, поскольку нет ни предположительной стоимости такой реконструкции, ни сроков. Известно только, что к обустройству Гидропарка приступят после того, как завершат реконструкцию зоопарка. И реконструкция Журавлевки, и "зеленый каркас" являются частью Стратегии Харькова до 2030 года, так что у Игоря Терехова есть еще почти 10 лет на то, чтобы раздавать все новые обещания.