Харьков в поисках смысла существования. Что не так с планами развития города?

Глобальные концепции развития города соперничают с проектами освоения средств.

Муниципалитет и независимые эксперты работают над проектами послевоенного развития Харькова. В мэрии делают ставку на строительство офисной недвижимости, зон отдыха и торговых центров. Архитекторы предлагают сначала исследовать — для кого будет Харьков после войны.

В ходе инвестфорума "Рестарт Харьков" городской голова Игорь Терехов представил несколько проектов развития города, которые, с его точки зрения, будут привлекательны для инвесторов. Харьковские архитекторы готовятся представить свое видение развития города во время архитектурно-строительного форума. Подход к разработке потенциально привлекательных проектов у муниципалитета и независимых экспертов сильно отличается.

Научный квартал, вокзал под ТРЦ и променад

Все предложения, представленные Игорем Тереховым, так или иначе касаются инвестиций в строительство. Это несколько проектов развития и перестройки важных транспортных узлов и жилых кварталов. Два из них касаются вокзалов.

Разработчики презентации предлагают опустить под землю вокзал "Левада" и соединить его на одном уровне со станцией метро "Проспект Гагарина". Наверху построить большой торгово-развлекательный центр с магазинами, кафе, галереями и бутиками, а также открытым амфитеатром. Обойдется это примерно в 88 млн долларов.

Похожий план реконструкции предлагают муниципальные урбанисты и для Центрального железнодорожного вокзала. По плану разработчиков проекта, торговый центр будет расположен не в одном из вокзалом помещении, как в случае с "Левадой", а рядом. Там же будет и подземный паркинг, куда уберут привокзальную парковку. На Привокзальной площади, по замыслу архитекторов, будет пешеходная и велосипедная зоны, а также зеленые аллеи вдоль них.

Масштабная реконструкция также планируется для района рынка "Барабашово". Здесь предлагается создать "Научный квартал": сочетание научных парков и новых жилых кварталов. Сам рынок тоже предлагают оставить, но в очень урезанном виде.

Кроме этого нового жилого микрорайона, в муниципалитете предлагают строить еще два. Один — Oleksiivka City, который будет находиться за Окружной дорогой. Там предлагают создать 16 жилых кварталов, три детсада, школу, стадион, офисные и торговые помещения, общественные просторы и набережную возле Лозовеньковского водохранилища.

Еще один проект — "Смарт Сити". Реализовать его предлагается на базе новых жилых кварталов там же на Алексеевке, возле "Эпицентра". Харьковчанам обещают создать технологический рай, где будут дома с домофонами, которые будут сканировать лица владельцев квартир, открывающимися дистанционно бомбоубежищами и паркингами, остановками, которые будут раздавать интернет, энергоэффективным освещением улиц.

Не забыли и о развлечениях. В муниципалитете предлагают реконструировать 400 метров Лопанской набережной между Полтавским Шляхом и Купеческим мостом и превратить это место в еще один центр развлечений. "Это новое место для проведения фестивалей уличной еды, художественных конкурсов и театральных представлений", — обещают разработчики. Единственный проект, предложенный городской властью, не касающийся больших затрат на строительство, — муниципальное такси, предусматривающее закупку 500 электромобилей и обустройство 54 зарядных станций для них.

Архитекторы в поисках смыслов

Архитектурное сообщество подошло к задаче восстановления Харькова с другой стороны. Они предлагают сначала ответить на вопрос, кто будет жить в Харькове после войны, чем эти люди будут заниматься и какие у них потребности, а уже потом планировать в соответствии с этими потребностями торговые центры, жилые кварталы и транспортные артерии. Об этом архитекторы будут говорить на "Батле за Харьков" во время архитектурно-строительного форума, который состоится в Киеве 5 и 6 октября.

Большинство его участников знакомы с предложениями муниципалитета и имеют свои замечания. Главное из них состоит в том, что все предложения муниципалитета не имеют единого плана развития города.

"Должен быть какой-то глобальный смысл существования Харькова. Мы планируем восстановление не ради восстановления, не для того, чтобы просто что-то построить. Харьков сегодня должен найти новый смысл своего существования, идею, которая объединит людей. Должен возникнуть какой-то продукт, с которым Харьков в дальнейшем будет конкурировать. И все наши дальнейшие действия в развитии города должны опираться именно на это", — рассказал KHARKIV Today архитектор-реставратор Виктор Дворников.

В прошлом году Дворников создал "Платформу урбанистического развития", объединение архитекторов, урбанистов, специалистов по транспортной сфере и IT, вместе работающих над концепцией послевоенного восстановления города.

"Должны появиться креативные кластеры, научные кластеры. Материальными активами мы не сможем конкурировать из-за ракетной опасности. В предложениях муниципалитета я вижу просто пиар-проект, я не вижу там глобального смысла. Это старые подходы к развитию города, инвестиционные проекты мирного времени. Сейчас банальное освоение средств на строительстве не повлечет за собой развитие города", — считает архитектор.

С ним соглашается другой участник будущего "Батла за Харьков", архитектор Александр Маймескул, участник сообщества "Открытый институт Харькова", работающий над концепцией развития города.

"Муниципалитет предложил рандомные проекты, в условиях войны большинство из них невозможно реализовать по закону, по постановлениям Кабмина. После войны то, как прописана их инвестиционная привлекательность и экономическая целесообразность, будет вызывать большое количество вопросов. Такое ощущение, что мы продолжаем двигаться в русле инвестиционных проектов "Реконструкция Лопанской набережной — это еще один зоопарк. Куча денег, и непонятно, какой от нее будет реальный эффект. Такие проекты можно было обсуждать в довоенном прошлом, когда у нас была другая жизнь", — говорит архитектор.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как спасать Харьков от упадка? Три предпосылки экономического развития города

"Открытый институт Харькова", как и "Платформа урбанистического развития", не предлагает никаких конкретных проектов послевоенного развития, потому что, по мнению экспертов, предлагать их сейчас — рано. Необходимо провести подробные исследования социума и возможностей. Такого же мнения придерживается основатель "Харьковской школы архитектуры" Олег Дроздов.

"Мы ничего не знаем о нас. Вы не представляете, какой среднеевропейский город статистический. Все сочтено, включая котят и собачек, чтобы была возможность планировать. У нас почти вся более-менее честная статистика формируется только в рамках избирательной кампании, чтобы сделать хороший маркетинг", — заявил архитектор в интервью "Економічній правді".

Некоторые урбанистические исследования провела и группа Нормана Фостера, в которую вошли в том числе и харьковские архитекторы. На их основе определили направления восстановления, которые в конце прошлого года онлайн презентовал британский архитектор: наследие, реки, промышленность, жилье, научный квартал. В программе, которую предложил Игорь Терехов, есть некоторые отсылки к этим концепциям, например план строительства Научного квартала. Впрочем, сейчас невозможно выяснить, насколько он соответствует плану команды Фостера, потому что урбанистические исследования рабочей группы прекратились еще в феврале этого года. Теперь план Фостера на паузе.