"Карательный" отряд, пеший патруль в наказание и нищенская зарплата: исповедь патрульных полицейских Харькова

KHARKIV Today нашел патрульных, которые рассказали о том, почему из ПП Харькова массово увольняются сотрудники.

Патрульной полиции Харькова — 1921 день. На старте харьковчане верили в "патрульку", их поддерживали. Сейчас наступило обоюдное разочарование. "Выгорели" и сотрудники патрульной полиции. Они еле-еле выживают на зарплату в 13 000 гривен, часто работают по 18 часов в сутки, самостоятельно покупают себе униформу и ездят на неисправных "Приусах".

А еще в наказание ходят в пешие патрули, хотя их начальница, Алена Стрижак, публично говорит, что их в Харькове не существует. На самом деле на пешее патрулирование руководство отправляет самых неудобных патрульных в наказание. Но порядок, очередность и принцип попадания в "пешие" не регламентируется никакими документами.

KHARKIV Today долго искал патрульных, которые могли бы рассказать о том, почему из ПП Харькова продолжают увольняться сотрудники и как случилось так, что малолетки за рулем плюют человеку при исполнении в лицо. Многие боятся говорить, предпочитая негласный страйк. Он начался на прошлой неделе, раньше, чем в других городах Украины. Цель — показать Алене Стрижак свою силу, потому что руководитель Патрульной полиции давно не с ними, не за них. Мы нашли тех, кому надоело молчать. Патрульные согласились общаться, не называя имен. Они хотят жить и работать в Харькове, как тогда, в 2015 году, когда зарождалась Патрульная полиция.

"ГРУППА МОНИТОРИНГА СТАЛА КАРАТЕЛЬНЫМ ОТРЯДОМ"

"За эти годы накопилось очень много. Последней каплей стал приговор нашему коллеге, которому дали три года тюрьмы за то, что он на машине при исполнении сбил человека. Экипаж вел преследование на спецсигналах, маяках, но выскочил человек в состоянии алкогольного опьянения на дорогу, бросился под машину. Все равно — патрульный, иди, сиди. Во время следствия никакой помощи от Управления не было, во время суда тоже", — начинает один из патрульных.

Он пришел в ПП много лет назад, закреплен за одним из самых сложных районов Харькова, бывает и в пеших патрулях, существование которых Алена Стрижак отрицает. Это своеобразная "губа" для сотрудников ПП — на нее попадают те, кто чем-то провинился, по мнению отдела мониторинга. Это подразделение создавалось в помощь патрульным, а на деле оказалось карательным инструментом. Его применяют направо и налево.

"Изначально группа мониторинга создавалась для помощи патрульным. Это была ее первая задача. Сейчас, в частности, после прихода Стрижак, группа мониторинга превратилась в отборные карательные отряды, как она их называет "потужний відділ моніторингу", цель которого — на каждого патрульного завести "служебку", чтобы каждый был под колпаком, жучить каждого. Этот отдел принимает и рассматривает жалобы на патрульных. Решение всегда одно — наказать. Никакой защиты, помощи. Ты сам по себе, сам за себя, рассчитывать можно только на коллег", — говорит патрульный.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Харькову нужно 200 камер фиксации нарушений ПДД. Но денег нет

Несколько лет назад, когда ПП Харькова возглавила старший лейтенант Алена Стрижак, патрульные подумали: будут перемены. Но стало еще сложнее: подчиненных за каждое мелкое нарушение беспощадно штрафуют. Кому что-то не нравится — разговор простой: "уходи, здесь очередь выстраивается на твое место". Но за последнее время из полиции уволились десятки патрульных, кто уезжает за границу на заработки, кто просто возвращается на "гражданку". А в конце ноября и Стрижак призналась: "У меня ситуация такая, что в январе будут стоять машины, некому заступать на смену. Пеших патрулей нет, ходить по городу некому".

"У нас просто от этого всего глаза полезли на лоб. Есть люди, которые из пеших патрулей не вылазят. Она не может этого не знать, сколько людей заступает на линию, сколько — в пешее патрулирование. Не было такого дня, чтобы пеших не было. У нас есть расстановки, которые командиры составляют, она ставит подпись. Там тоже количество пеших экипажей (допустим, пять пеших экипажей, в них десять человек). Она говорит: "У меня на линию в сутки выходит 52 автомобиля". А мы знаем, что суточная расстановка — 56. Нас тоже это наводит на какие-то нехорошие мысли. После ее интервью две смены пеших патрулей действительно пропали. Но все поутихло, и пешие опять вернулись", — говорит патрульный. 

ТИХАЯ ЗАБАСТОВКА

Именно после интервью и началась "тихая итальянская" забастовка патрульных. В других городах она стартовала 20 декабря, в Харькове — чуть раньше из-за скандального интервью начальницы. Что делает ПП? Патрули, как и раньше, выезжают на вызовы, осуществляют патрулирование по городу, штрафуют злостных нарушителей ПДД, но за мелкие штрафы административные постановления не выписывают, ограничиваются беседой и предупреждением водителю.

Это своеобразный протест против системы на национальном уровне и отношения на местном. Требования патрульных простые: конкурентная зарплата, минимальные бытовые условия для качественной работы, обеспечение социальных гарантий, медицинская страховка. Сейчас ничего этого нет.

"Представьте рабочий день обычного патрульного. Работаем два дня, два дня отдыхаем. Никогда рабочий день не длится 12 часов. Чтобы вовремя попасть на построение, нужно встать за три часа. Получение вооружения, обмундирования, расстановка, а дальше на выезд. За смену обслуживаем 12-15 вызовов. Бывало, что домой возвращаемся через 18 часов после того, как уехал. Три часа сна, и снова подъем, на смену. Во время рабочего дня у нас есть два часа на отдых, но где отдыхать? Условий на Шевченко, 315 для нас нет. Питаться там тоже негде, питанием нас никто не обеспечивает. А иногда, простите за грубость, рабочий день такой, что даже в туалет вернуться на базу не успеваем, приходится проситься у людей на вызове", — говорит патрульный-коллега. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Полицейские возьмут в лизинг LADA на три миллиона гривен

Полицейские говорят, что только на старте зарплата мотивировала, но уже несколько лет максимально возможные на их службе 13 0000 гривен скорее унижают. Почти в каждой семье жены просят сменить работу, чтобы зарабатывать если и столько же, то без риска для жизни. Тем более ежемесячно могут забрать любую часть премии (это большая часть зарплаты). Причина — каждый раз разная, например, жалоба какого-нибудь блогера на патрульного в Управление. На заре эпидемии коронавируса патрульные получали надбавки из "ковидного" фонда, но в 2021 году они были только в январе. Почему, тоже никто не знает. В конце календарного года патрульные могут получить социальную или материальную помощь (что-то наподобие тринадцатой зарплаты), но от чего зависит размер выплаты и кто ее получит, неизвестно. Оттого многие идут подрабатывать в свободное от дежурств время, хотя это запрещено.

"С нашей зарплатой мы даже коммунальные услуги скоро не сможем оплатить. Это просто унизительно. Да, это проблема не харьковская, национальная и с этим в ближайшее время на законодательном уровне нужно что-то решить. Иначе уйдут все. Мы друг другу оказываем поддержку... Ни со стороны департамента, ни со стороны Управления поддержки ни юридической никакой нет, ни медстраховок, ни материальной помощи", — говорят в один голос патрульные и вспоминают случаи, когда нуждавшиеся коллеги получали письменные отказы на материальную помощь. Так было во время недавнего лечения патрульной от онкологии. Для этого патрульные создали собственный "профком" с "профсоюзными" взносами, юридическим сопровождением.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Прощай, "Приус". Почему в Харькове массово увольняются патрульные

"Я РАЗВЕ МОЙЩИКОМ ПРИШЕЛ РАБОТАТЬ?"

Отдельная глава в жизни всех харьковских патрульных — техническая. "Приусы" работают круглые сутки на износ: утренняя смена сдает машину, вечерняя принимает, и так по кругу. Иногда транспортное средство патрульные получают в ненадлежащем состоянии, но денег на ремонты и запчасти в Управлении нет. Или говорят, что нет.

"Ходовые части некоторых автомобилей критически изношены, гибридные системы изношены. Были неоднократно случаи даже в моей жизни — гибридные системы изношены, автомобиль блокируется, эксплуатировать его больше нельзя. Но нам на автохозе дают такие транспортные средства и говорят: не хочешь — иди пешком. Представьте ситуацию: патруль едет в дорожном потоке по придомовой территории — там люди, дети транспортные средства, деревья — автомобиль на ходу, блокируется руль, не срабатывает педаль тормоза. Все. Но это никого не интересует. Все спишут на тебя, потому что ты при выезде из Управления должен расписаться в бортовом журнале, что принимаешь исправный автомобиль. Но я не инженер, не техник, не механик. Откуда я могу знать, исправный автомобиль или нет. Я не обязан это делать. Максимум, что я должен делать, — это управлять транспортным средством безопасно. А как я это могу делать, если изначально дают неисправное транспортное средство, подвергая меня опасности, моего напарника и окружающих?", — рассказал патрульный.

В половине "Приусов" давно не работают клаксоны, и такими они выходят на маршруты, хотя в ПДД прописано, что автомобиль, где не работает звуковой сигнал (хоть гражданский, хоть служебный), не имеет права эксплуатироваться. Но с этим вопросом на автохозе помочь не могут.

"Да, у многих "Приусов" так, поломан рулевой шлейф, который за это отвечает. Я говорю: "Надо бы как-то сделать его". А в ответ слышу, что могу за свои деньги купить деталь, а мне ее установят. Это как понимать? Нашим "Приусам" можно памятник поставить, то, что они выдерживают — спасибо японцам. Но на многих уже выгорела оптика, в результате фары плохо светят, ночью мы ездим на свой страх и риск. Линзовая оптика выработала ресурс. Поэтому иногда мы вынуждены включать дальний свет, ясно, что это бесит других водителей, это бесит нас. Мне самому неприятно, когда тебе дальний свет светят в глаза. А с ближним видимость в пределах 30 метров. Представьте, дождь, снег, ночь, условия погони. Что с этим делать?", — сетуют патрульные.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Харьковским полицейским обещают квартиры за закрытые наливайки

По инструкции каждый патрульный, сдавая автомобиль в конце смены, должен сделать записи в бортовом журнале обо всех неисправностях, которые были замечены и требуют устранения. Но зачастую это бесполезная работа. На территории Управления несколько лет стоят "Приусы", которые не используются — с них недостающие запчасти на другие автомобили по неизвестным причинам не берут.

Еще одна составляющая работы полицейских просто унижает. Служебные автомобили они должны мыть после смены самостоятельно, убирать и обрабатывать салон тоже.

"Я что, мойщиком устраивался? А может, деньги за мойщика кто-то забирает, а мы сами драим "Приусы"? Заступить на смену на грязном автомобиле я не имею права, вот и берем тряпки в руки. Мы хотим, чтобы люди действительно знали, что у нас происходит. Потому что львиная доля граждан не понимают, как работать в полиции и думают, что ты с жиру бесишься, катаешься на машинке, с пистолетиком ходишь от кофе до кофе. Но это не так", — говорит патрульный.

КСТАТИ

В ИСТОРИИ С ХАРЬКОВСКИМ ДЕЙСТВОВАЛ ПО УСТАВУ

Полицейские отчасти "благодарны" 16-летнему Николаю Харьковскому (за рулем Infiniti на скорости минимум 180 километров в час он снес на проспекте Гагарина Chevrolet, в котором погиб водитель Игорь Носов). Это убийство на дороге дало старт диалогу о проблемах в Патрульной полиции, в Харькове прошло выездное заседание Комитета ВР по правоохранительной деятельности, бизнесмены основали ОО "Безопасный Харьков", цель которого — находить и наказывать по закону мажоров на дорогах, а также помогать патрульным. Они первым встречаются на дорогах с такими индивидами за рулем, но их права крайне ограничены. Осенью 2021 года Харьковского на другом мамином автомобиле Dodge остановил патруль. В ответ подросток без прав оскорбил патрульного, послал его и уехал.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Харьковской области увеличилось число несовершеннолетних нарушителей ПДД

Харьковские патрульные говорят: их коллега действовал по уставу, ничего больше он сделать не мог.

"Так часто случается. Останавливаешь водителя с признаками алкогольного опьянения, выписываешь штраф, предупреждаешь о невозможности садиться за руль, просишь позвонить кому-то из родных для выезда на место. А он берет и уезжает. Следующий наш патруль снова его останавливает и снова составляет протокол по той же 130 статье. Но это наш максимум полномочий. По Харьковскому та же история. Патрульный сделал все в рамках полномочий. Как в боевиках, скрутить малолетнего за рулем нельзя. Это — внутренняя служебная проверка и штраф от 500 гривен до бесконечности. Уже давно в Верховной Раде лежит законопроект №5050-1 об увеличении ответственности за оскорбление полицейского, но безуспешно. Представьте, что было бы в Украине, если бы кто-то послал в судью или другого служащего при исполнении обязанностей, а если бы плюнул?", — задают вопрос патрульные.