Как появился "Харьков Железобетон". История символа

Изображение Госпрома стало символом харьковского сопротивления.

В начале войны харьковский художник Патрик Касанели создал логотип "Харьков Железобетон". Изображение стало вирусным и помогло собрать миллионы гривен на нужды ВСУ. Художник и волонтеры хотят зарегистрировать его в качестве торговой марки, чтобы и дальше иметь возможность с его помощью собирать деньги на армию.

Сейчас этот пятиугольный Госпром знают по всему миру. Футболки с логотипом носят и украинские звезды шоу-бизнеса, и граждане США, поддерживающие украинцев в борьбе. Изображение создавалось под взрывы российских бомб и работает на будущую победу.

Превратить Госпром в крепость

Харьковский художник Патрик Касанели создал логотип "Харьков Железобетон" в самом начале войны. Рисовать его начал еще в феврале, а закончил в марте уже после того, как над городом начали летать вражеские бомбардировщики. Работа продолжалась под обстрелами и заняла около недели. Символом несокрушимости города художник избрал именно сооружение Госпрома, потому что он, в отличие от других харьковских памятников, уникален.

"Я и раньше разбирал Госпром на некий "конструктор" и создавал другие формы из его форм. Но ни один из этих графических экспериментов я не публиковал. Именно для этого плаката было важно "закольцевать" Госпром, превратить его в замкнутую систему, по сути, на крепость. Изображенные на плакате элементы реального Госпрома подходили для этого как нельзя лучше", — рассказал KHARKIV Today Патрик Касанели.

Пятиугольник, в который вписано здание на логотипе, в современной геральдике означает крепость. Шрифт художник тоже выбрал не случайно. Патрик Касанели разработал еще весной 2021 года для клипа группы "Папа Карло" на песню "ТГШ" (Тарас Григорьевич Шевченко), шрифт так и называется — "Тарас".

"Этот шрифт — отсылка к украинскому авангарду 1920 — началу 1930 годов. В принципе, я увлекаюсь авангардом (и не только украинским), поэтому разработка и использование именно такого шрифта — для меня это естественно", — говорит автор.

5 марта Патрик опубликовал логотип на своей странице в Facebook. Художник не ожидал, что изображение станет вирусным — оно разлетелось по интернету через сотни перепостов. Тогда же, весной 2022-го, волонтер и музыкант группы "Папа Карло" Василий Рябко предложил Патрику Касанели делать мерч (продукцию с символикой) с изображением Госпрома-крепости.

Логотип заработал миллионы для армии

Футболки, кепки, худи и шевроны с железобетонным Харьковом оказались такими же популярными, как само изображение. Сначала волонтеры напечатали логотип на 50 футболках, но сразу же поняли, что этого мало — их засыпали заказами.

"Эти 50 футболок у нас просто за несколько дней были забронированы. Мы еще не успели напечатать первую партию, а уже разместили заказ на следующую, уже 100 футболок. Тогда я понял, что эта штука становится вирусной и этим можно собрать нормально на волонтерку", — рассказал KHARKIV Today Василий Рябко.

Постепенно "Харьков Железобетон" появился на худи, кепках, шапках и даже на волонтерских автомобилях. Вещи с логотипом пользуются популярностью и за пределами Украины — их часто заказывают в США, причем не только выходцы из Харькова, но и люди, не имеющие отношения к городу, а просто желающие поддержать Украину. В последнее время одежда с Госпромом становится популярной в Японии. "Железобетонные" футболки носят звезды шоу-бизнеса и известные политики, например, писатель и артист Сергей Жадан и соучредитель партии "Демсокира" Юрий Гудыменко, воевавший и получивший ранения в Харьковской области. Популярность футболок позволила волонтерам собрать более трех миллионов гривен — эти деньги пошли на закупку автомобилей и генераторов для ВСУ.

"Мы не продаем вещи, а дарим за донат. В группе указан минимальный размер доната, но часто люди берут одну футболку и еще две "подвешивают" для военных", — объясняет схему волонтер.

В последнее время множество людей используют логотип без разрешения — печатают на одежде и продают. Чтобы защитить свое эксклюзивное право на "Харьков Железобетон", Патрик Касанели и Василий Рябко подали заявку на регистрацию торгового знака. Это довольно долгая процедура, она будет длиться от трех месяцев до двух лет, потому что нужно время, чтобы проверить, что заявители действительно имеют право на знак. Но уже с момента подачи заявки без их согласия использовать логотип никто не может.