Как Харьковское авиапредприятие будут выводить из кризиса

Александр Кривоконь рассказал о первых шагах по оздоровлению авиапредприятия.

Харьковское авиапредприятие планируют оздоровить в течение пяти лет.

Антикризисный план по выводу Харьковского государственного авиационного производственного предприятия предусматривает остановку падения производства и накопления долгов. Об этом сообщил директор ХГАПП Александр Кривоконь в эфире "Суспільного".

ХГАПП уже стало соисполнителем с "Мотор Сич" по оборонному заказу на вертолеты. Сотрудники Харьковского авиапредприятия строят некоторые части планера и хвостовой балки. Но ХГАПП потеряло компетенции на строительство новых машин.

О количестве машин по контракту директор ХГАПП не говорит. Но в планах — получить работу на 10-15 миллионов гривен в месяц. 

Сейчас на авиапредприятии — 1596 сотрудников. Часть сидит дома, выводят только тех, кто задействован в производственном процессе. Официально работают полдня в неделю. По словам директора ХГАПП, на 1 мая долг по зарплате составлял 252 750 гривен. До майских праздников сотрудникам погасили долги за два месяца. Несмотря огромные долги, рабочие продолжают ходить на завод.

"Люди ждут, боятся, что не выплатят. Так мне и говорят: "Мы боимся, что не выплатят, большие долги". Есть очень большие долги. Есть и 200 тысяч одному сотруднику. Такое положение сегодня. Средний возраст сегодня работающего на авиазаводе — это 60 лет", — говорит Кривоконь.

Авиапредприятие не выпускает самолеты с 2014 года. Сегодня там стоят шесть самолетов Ан-140, девять — Ан-74 и два — ХАЗ-30. Как пояснил Кривоконь, самолеты начинали строить без заказчика. Это были предварительные договоренности. Две из 140-х машин — из заказа Азербайджану. После авиакатастрофы Азербайджан отказался покупать машины у Харьковского авиапредприятия. ХГАПП хочет достроить эти самолеты и сдавать в лизинг.

"Азербайджанская сторона предъявила нам, что там было очень много контрафактных изделий. После этого они отказались и вернули самолеты. Планируем вместе с нашим национальным перевозчиком достроить эти самолеты. И с помощью, возможно, банка отдать их в лизинг. Но сегодня в мире продажа самолетов практически остановлена. Остановился туризм, закрылись страны. Машины работают по схеме лизинга. Нам нужно заменить контрафактные части, докупить приборы. Нужно где-то на все, чтобы довести одну машину, 6-9 миллионов долларов", — говорит Кривоконь.

Однако пока это только "приблизительная договоренность". Если получится найти деньги и достроить самолеты, то сдавать их можно за 10-12 миллионов долларов. По словам Кривоконя, договор планируют заключить в июне, сейчас ищут схему, как это сделать, поскольку авиапредприятие — банкрот.

Еще один пункт в антикризисной программе — возвращение самолетов на сервис авиапредприятия. Пока самолеты летят в другие страны. Казахская машина, отмечает Кривоконь, полетела на 410-й завод, когда должна была ремонтироваться на ХГАПП. Чтобы оздоровить предприятие, рассматривают также вариант сдачи имущества в аренду. 

"У нас много имущества, но оно не сдается в аренду. Мы не можем продавать. Но мы можем сдавать в аренду. Я думаю, много таких объектов (стадион, детский сад, детский лагерь, база "Сокольники"). Могут быть и производственные, но которые не задействованы сейчас. Начиная с июня я создаю Офис управления проектами. Мы будем пересматривать производственные площадки, будем смотреть, какие цеха, какое оборудование будет задействовано в нашем производстве, а какие не будут задействованы, будем выводить за контур", — пояснил Кривоконь.

Отметим, антикризисный план по ХГАПП разработан на пять лет.

Как писал KHARKIV Today, 30 апреля перед сотрудниками ХГАПП погасили задолженность по зарплате за апрель и май прошлого года.