Город держит детей. Что произойдет со школами в Харькове и области, если МОН примет приказ №850
Лозунг Министерства образования и науки о возвращении детей к офлайн-обучению может закончиться серьезными проблемами для образования прифронтовой Харьковщины. Если приказ реализуют, в области могут закрыть половину школ, мы потеряем половину учеников и столько же учителей.
Полмиллиона детей учатся в Украине дистанционно, с этим нужно что-то делать. Так решили в МОН и летом, во время каникул, начали думать, как вернуть за парты 300 000 детей. Казалось бы, здоровая инициатива по ликвидации "дистанционки" обернулась появлением приказа-невидимки №850. Так его назвали украинские журналисты, ведь в Министерстве не спешили выносить в паблик его обсуждение, а наоборот скрывали любую информацию. Более того, приказ "Об утверждении порядка и условий получения общего среднего образования в условиях военного положения в Украине" уже был готов, как его отозвали на доработку, услышав первый хейт.
Ведь как оказалось, этот документ не о том, чтобы школьное образование возвращалось из дистанционного формата в очный. Он имеет целью перекроить школьную сеть, сократить ее и порезать финансирование (казалось бы, ничего плохого, ведь в Украине уменьшается рождаемость, часть детей выехала из Украины навсегда, а в бюджете большие пробелы). Больше всего это касается прифронтовых регионов, где большинство учеников имеют статус ВПЛ. Поэтому под наибольшим ударом могут оказаться школьники и учителя Харькова и области. Что предлагает МОН.
1. Дети должны учиться по месту пребывания
Это абсолютно дискриминационное требование для всех школьников Харькова и области, которые выехали из-за опасности в другие районы или области. К примеру, ребенок из харьковского лицея временно проживает в Полтавской области, имеет статус ВПЛ, учится онлайн. С 1 сентября 2025 года МОН предлагает учиться ему в Полтаве, родители должны забрать документы из харьковского лицея. Остаться в своей на "дистанционке" можно только при условии, если в местной школе нет мест.
"Что значит забрать документы из своей школы? Почему кто-то будет решать, где учиться моему ребенку? Нас устраивает наш лицей, наши учителя, программа и профилизация. Мы планируем заканчивать свой лицей. Хотите лишить нас статуса ВПЛ? Так и скажите. Но мы не променяем его на образование ребенка. Как только ситуация с безопасностью позволит, мы вернемся в наш Харьков. Благодарны Полтаве за все два года, однако не планируем здесь оставаться. Нас держит город", — рассказала KHARKIV Today мать 7-классницы харьковского лицея Марина.
Еще интереснее получается с детьми, которые мигрировали из-за полномасштабного вторжения в пределах Харьковщины. Ученик из Салтовки, допустим, временно поселился на юге Харькова, имеет статус ВПЛ. Так почему и куда он должен переводиться? В приказе МОН на это ответа нет.
В родительских чатах, несмотря на летние каникулы, ведутся оживленные дискуссии. Родители-харьковчане возмущены планами в Киеве, ведь это нарушение прав детей на обучение, выбора формы и места обучения, гарантированные Конституцией Украины. Не поддерживают сокращение "дистанционки" в таком виде и учителя. Ведь, по подсчетам Харьковской областной организации профсоюза работников образования и науки Украины, область может потерять около 100 000 детей.
"Задекларированы очень амбициозные планы, которые мне импонируют, но могут оказаться вредными. Ведь какое-то непонимание реалий прифронтовых регионов: Харьковщины, Донбасса, Сумщины, Черниговщины, Запорожья... Под видом изменений школы могут потерять деюре и дефакто от трети до половины детей. Почему мы так считаем? У нашего лицея есть определенная специфика: углубленное изучение иностранных языков, математики, программы "Интеллект", технология "Росток". Уровень и возможности некоторых школ в других областях, где сейчас вынужденно проживают наши дети, несколько иной", — сообщила директор Харьковского лицея №11 имени Даниила Дидика Светлана Проценко.
Дети небольших школ на Харьковщине, которые вынужденно оказались в Харькове, однако мечтают вернуться в собственные классы, начали флешмоб: в сети Фейсбук они с родителями публикуют фотографии с призывами не закрывать их школы.
2. Создание "дистанционных классов"
Такие классы могут могут создаваться и работать в полностью дистанционных школах и в школах, которые работают очно или смешанно. Конечно, это о Харьковской области и Харькове в частности (за исключением метрошколы и единой подземной школы). Однако в таких классах не может быть менее 20 учеников. и более 30-ти. В настоящее время действует норма пять детей.
Если МОН утвердит приказ или какую-то его версию, то в селах нужно будет закрыть все классы, где насчитывается 19 учеников или оставить только один класс, если детей всего 30, а не 40. Всех остальных, по мнению Министерства, надо переводить в другую дистанционную школу. Потому что "малое количество детей в дистанционных классах влияет на отсутствие групповой динамики и групповых занятий в целом", объясняют вполне серьезно чиновники в приказе №850.
За сокращением детей неизбежно сокращение учителей. Если приказ примут, то на Харьковщине без работы могут остаться около 4000 педагогов среднего образования. Директор департамента образования Харьковского городского совета Ольга Деменко не комментирует документ, которого нет, однако говорит, что в случае его утверждения будет "сверхсложно".
"Это будет очень серьезный социальный удар по учительству", — сказала KHARKIV Today Ольга Деменко.
По ее информации, в начале лета в Харькове находились примерно половина учеников. Школьная сеть 2024/2025 годов в городе сократится "естественным" путем, ведь рождаемость в 2015-2016 годах была меньше, чем 10 лет до того, поэтому и первоклашек гораздо меньше, чем 11-классников. По информации мэрии, в школы в этом году пойдут чуть больше 100 000 учеников. Их место жительства примерно такое: 50% учеников сейчас в Харькове, 30% детей за границей и 20% — в других регионах Украины.
Директор лицея №11 Светлана Проценко говорит, что мы не можем терять учителей. Педагоги и сейчас идут в школы не "зарабатывать", а в случае сокращений они найдут более высокооплачиваемую работу и больше никогда не вернутся в образование.
"Что будет в Харькове после войны? Как говорит мой приятель, создается впечатление, что приказ писали не украинцы", — замечает Проценко.
В МОН вроде бы придумали, как поощрить педагогов на случай сокращений: планируют создать кадровый резерв. Чтобы попасть в него, учитель должен заполнить заявление, заверенное электронной подписью, и загрузить документы об образовании. Если педагога зачисляют в кадровый резерв, он будет получать среднюю зарплату и должен будет пройти специальное обучение.
Приказ №850 вызвал возмущение из-за нарушения прав школ на самоуправление и прав ВПЛ на индивидуальную образовательную траекторию. На сайте Кабинета министров появилась петиция с требованием отменить приказ, за четыре дня она набрала более 27 000 подписей. Документ отправили на доработку.
Отдельно — дети на ВОТ
Для детей в нескольких областях Украины, части которых временно оккупированы, должны вводить новые форматы обучения (это индивидуальное обучение, или педагогический патронаж). Это означает, что учителя из оккупированных сел Харьковщины должны подстраивать график дистанционного обучения под возможности и потребности ученика. Однако как будут функционировать классы и школа, если все дети этой школы на "индивидуалке"? Их, по приказу, нужно закрывать.
Не пришло ли время "пинка" для Харькова и области?
Появление министерского приказа или его адаптированной версии должно было бы сдвинуть вопрос безопасности для школьников на Харьковщине. Пока в Харькове безопасно могут учиться чуть более 3% школьников от общего количества учеников.
За более чем 2,5 года войны в городе открылась только одна подземная школа (в ней в две смены учатся 900 учеников). Аналогичные Харьковский городской голова Игорь Терехов обещает в каждом районе города, однако это — мизер. Сроки появления этих школ тоже не называют. Одна-единственная школа в Слободском районе города может проводить смешанное обучение благодаря оборудованному укрытию (это еще около 500 учеников). Еще более 2000 детей учатся в классах единственной в Украине метрошколы. Это в основном дети младшей школы. Со 2 сентября количество классов увеличится.
На Харьковщине за время полномасштабной войны не открыли ни одной подземной школы. В Люботине построили безопасное образовательное пространство на 400 человек, в Коротиче (Песочинская громада) вот-вот должны открыть первое подземное укрытие на 500 человек. Противорадиационные укрытия возводят в школах нескольких громад.
Однако дети и их родители держатся города и области без документа по №850.