"Чтобы сохранить урожай, Украине нужно искать пути разблокирования морских портов" - эксперт аграрного рынка Евгений Иванов

Из-за блокировки морских портов и уничтожения части зерновых терминалов сельскохозяйственное производство в Харьковской области оказалось на грани коллапса.

Нужно срочно искать пути разблокирования экспорта зерна по морю. Такое мнение высказал аграрный эксперт, директор крупного сельхозпредприятия “Альфа” Евгений Иванов, передает Newsroom.

По его словам, сейчас в Украине накоплено более 20 миллионов тонн зерна прошлогоднего урожая, на подходе урожай озимых культур 2022 года, который будет собран в июне-июле. Из-за того, что морской путь экспорта заблокирован, в Украине назревает логистический коллапс.

“Сейчас все украинские порты либо попали под оккупацию, либо стоят. Россияне прицельно бьют по логистической инфраструктуре. Уничтожен один из крупнейших в Украине зерновых терминалов – “Ника-Терра” в Николаеве, который обеспечивал до 20% погрузки зерновых. В результате сегодня доступна только реализация зерна на внутреннем рынке, которая из-за войны сведена практически к нулю, и сухопутный экспорт по железной дороге”, – отметил Иванов.

Он объяснил, что сухопутный вариант экспорта зерна – тупиковый, поскольку осуществляется в основном через три страны – Румынию, Польшу и Словакию и способен пропустить не более 5% потенциально вывозимого украинского зерна.

“Когда зерно начали вывозить по суше, мы тут же уперлись в огромные пробки. В настоящее время на границе стоят очереди из тысяч вагонов. При этом пропускная способность такого пути – не более 50 вагонов в сутки на каждой из таких сухопутных границ. Экспорт по суше замедляется еще и потому, что у нас с Европой не совпадают колесные пары на железных дорогах. Вагонам очень сложно вернуться назад. Европа не готова к такой быстрой разгрузке наших вагонов, да и не могла подготовиться к такому в принципе в короткий срок”, – отметил Иванов.

Освобождение в мае части территории Харьковской области, как считает эксперт, оживило работы на многих крупных агропредприятиях области, но сейчас все упирается в отсутствие логистики и возможности реализации будущего урожая.

“Нам необходимо как можно скорее начать диалог с иностранными партнерами об обеспечении гарантий безопасности и ускорении вывоза зерна морским путем. От этого зависит не только возможность для Украины собрать следующий урожай, но и продовольственная безопасность многих стран мира”, – подытожил Евгений Иванов.

Напомним, Украина в последние годы неизменно входила в ТОП-5 мировых экспортеров сельскохозяйственной продукции. При этом 90% экспорта осуществлялось через порты Одессы и Николаева, которые с начала полномасштабной агрессии со стороны РФ уже больше месяца закрыты. 4 июня российские войска нанесли удар по морскому специализированному порту “Ника-Тера” в Николаеве.

Ранее директор ФХ “Альфа” Евгений Иванов подчеркивал: чтобы аграрные предприятия Харьковской области могли подготовится к осени, нужна стратегия взаимодействия власти с сельхозпроизводителями, особенно, малыми и средними. По его мнению, на малом и среднем агробизнесе держится инфраструктура села, и именно такие фермеры создают рабочие места, которые станут “магнитом”, чтобы люди не выезжали из районов пострадавших от войны.

Также он прогнозировал снижение урожая зерновых в Харьковской области из-за полномасштабного вторжения России и частично оккупации приграничных территорий.

Как ранее сообщал KHARKIV Today, майское контрнаступление ВСУ позволило существенно отодвинуть зону поражения артиллерией и РСЗО аграрной инфраструктуры и полей.

Это в свою очередь дало возможность возобновить и продолжить работу части агропредприятий. Об этом рассказал аграрный эксперт, директор ФГ "Альфа" Евгений Иванов.

Как сообщал KHARKIV Today, ранее Евгений Иванов сказал, что выживаемость аграрного бизнеса в условиях полномасштабной войны оказалась под большой угрозой. Во-первых, экспорт сухопутными коридорами усложняет и делает более дорогой логистику. А, во-вторых, когда аграрии получают свои валютные поступление, то они трансформируются в "доллар по 29,25", хотя его реальная стоимость приблизительно на 25% выше.

"Таким образом, мы имеем удар по доходам аграриев приблизительно в 25% только из-за зафиксированного курса. Для ключевого для экономики Украины аграрного сектора жизненно необходимо, чтобы Нацбанк рассмотрел возможность формировать официальный курс гривны на приемлемом уровне с рыночным курсом. Надеюсь в Нацбанке услышат позицию аграриев", - считает Евгений Иванов.