"Что с военным билетом?" На коммунальных предприятиях Харькова не хватает мужчин
Нужны слесари, электрики, газосварщики и водители на всевозможную технику. Станции метрополитена и салоны трамваев пестрят объявлениями от коммунальных предприятий. Потребность в рабочих в харьковских КП растет ежемесячно.
Работа в муниципальных предприятиях имеет несколько существенных преимуществ перед наймом в частной сфере. Работникам предлагают скидки на оплату коммунальных услуг, официальное трудоустройство, большие отпуска. Но найти достаточное количество работников мешают невысокие зарплаты, кроме того, кандидат должен пройти военкомат, а это нелегко, потому что водителей и электриков не хватает не только в КП, но и в армии.
ВСУ тоже нужны водитель и слесарь
Почти в каждом коммунальном предприятии Харькова есть открытые вакансии. Трамвайные и троллейбусные депо ищут автослесарей и автомаляров, предприятию "Шляхрембуд" нужны дорожные рабочие и механизаторы, "Харьковблагоустройству" не хватает трактористов и токарей, десятки открытых вакансий есть у "Харьковводоканала" — от грузчиков и штукатуров до инженеров и юрисконсультов. Но самая дефицитная профессия в Харькове сейчас — водитель с правами категории С, то есть водители грузовиков. Они необходимы во всех коммунальных предприятиях, где есть открытые вакансии.
Нехватка квалифицированных специалистов рабочих профессий — далеко не новая проблема в Харькове. Уже 10-15 лет назад руководители КП жаловались, что у них работают одни пенсионеры, а молодежь заинтересовать такой работой очень тяжело. Но ситуацию очень усугубила война. Во-первых, возросла нагрузка на предприятия — кроме обычной плановой работы у тех же слесарей появилась экстренная, когда, например, нужно срочно восстанавливать водоснабжение или работу лифтов после обстрела. Во-вторых, квалифицированные рабочие нужны не только в тылу, но и на фронте. Многие работники призывного возраста были мобилизированы, а желающие трудоустроиться должны все равно предоставить предприятию военный билет, а для этого его обновить. Именно визит в ТЦК — первое, о чем спрашивают претендента на должность в отделах кадров. В качестве эксперимента мы позвонили по нескольким объявлениям, в которых коммунальные предприятия нуждались в водителях грузовиков.
"Что у вас с военным билетом? Когда вы его обновляли, что там написано?, — первый вопрос ставит представительница отдела кадров одного из подразделений КП "Харьковводоканал" еще до того, как расспросить претендента об опыте работы и рассказать ему об условиях труда. — Мы даем бронь, но вам нужно обновить данные в ТЦК, потому что по старому штампу правление вас не пропустит, если медкомиссию вы проходили давно, но вы понимаете, что если сейчас туда пойдете, вас загонят на медкомиссию и, скорее всего, дадут повестку".
По словам женщины, вакансией многие интересуются, мужчины даже приходят на собеседование, но во второй раз не возвращаются — вероятно именно из-за того, что избегают мобилизации и не идут обновлять данные в ТЦК.
Если в "Харьковводоканале" мужчины, прошедшие медкомиссию и не призванные в армию, имеют шанс получить отсрочку от мобилизации, то в "Горэлектротранссервисе" такой дополнительной выгоды нет, поэтому им еще труднее найти работников.
"Брони у водителей троллейбусов и трамваев как таковой нет. Поэтому люди не спешат идти работать", — рассказал директор департамента строительства и дорожного хозяйства Харьковского горсовета KHARKIV Today Дмитрий Липовой.
По его словам, именно из-за нехватки работников не удается пока восстановить некоторые довоенные маршруты.
Женщины за рулем автобуса
Еще одна причина, по которой харьковчане не спешат становиться коммунальниками — относительно небольшие зарплаты в отрасли. КП трудно бороться за кадры с частными предприятиями, предлагающими значительно более высокие ставки.
На "Едином портале вакансий" Государственной службы занятости есть объявления от харьковских коммунальных предприятий. К примеру, КП "Харьков-Сигнал" ищет водителя грузовика на зарплату 13 427 грн в месяц. Ему приходится конкурировать с предложениями частных работодателей, которые водителям такой же квалификации предлагают 25-30 тысяч гривен зарплаты. Впрочем, в некоторых коммунальных предприятиях уже поняли, что на полторы минималки водителя не заманишь, поэтому предлагают претендентам на должность рыночные зарплаты: Городская молочная фабрика-кухня предлагает водителю молоковоза 22 тыс грн в месяц, КП "Комплекс по вывозу бытовых отходов" готово платить 20 тыс грн водителю погрузчика.
"Зарплаты на коммунальных предприятиях не очень большие, но там есть дополнительные привилегии, в том числе бронирование от мобилизации. Кроме того, там зарплаты состоят не только из одной ставки: есть система премий, скидки на оплату коммунальных услуг, надбавки, 13-е и даже 14-е зарплаты", — рассказал KHARKIV Today о том, как КП конкурируют с частными работодателями, директор Харьковского областного центра занятости Александр Котуков.
Но даже 13-я зарплата не в состоянии сейчас решить проблему нехватки мужчин на рынке труда по объективным причинам — война и мобилизация. Поэтому в Центре занятости решили открыть программу обучения безработных женщин традиционно мужской профессии водителя грузовых автомобилей и городских автобусов.
"Если женщина может управлять трамваем, то что ей мешает управлять автобусом или грузовиком?" — говорит Александр Котуков.
По его словам, сейчас это единственный реальный выход из ситуации нехватки мужчин рабочих профессий.
Впрочем, в Харькове сейчас дефицит не только представителей традиционных мужских специальностей, но и женских. Доска объявлений Госслужбы занятости изобилует вакансиями от харьковских больниц и школ — а это тоже коммунальные предприятия. В городе не хватает медсестер, врачей и учителей — эти профессии традиционно считаются женскими. Правда, и здесь причины могут быть не в нехватке людей, а в маленьких зарплатах: учителю предлагают 10 тыс. грн в месяц, медсестрам — 7-10 тысяч (а в частных клиниках — от 15 тыс. грн), только врач может рассчитывать на зарплату в 20 000 в коммунальных заведениях.