Харьковъ сто лѣтъ назадъ: халатность коммунальщиков и женская эмансипация
Каким был для Харькова 16-й год ХХ века? Жизнь харьковцев, прежде всего, определялась Великой войной, позднее получившей название Первой мировой. Об этом мы писали в предыдущем номере. Но хватало и других событий, более привычных для мирного времени.
Наших предков волновало то же, что и нас: говоря современным языком, неудовлетворительная работа ЖКХ, проблемы с общественным транспортом, хамство тогдашних «таксистов» – ваньков и многое другое. Приведу наиболее характерные проблемы столетней давности, и начну с дорог.
2 февраля. Уборка улиц и тротуаров. Полицеймейстером обращено внимание приставов на то, что на углу Сумской улицы, Инструментального переулка, Николаевской площади, Рымарской ул., Университетской ул. и драматического театра наблюдается, при нынешней непостоянной погоде и слякоти, громадное скопление грязного снега и воды, чем крайне затрудняется проезд, а проход почти невозможен. Приставам предложено наблюсти, чтобы везде, где окажется необходимым, для переходов были положены мостики, а дворники и рабочие городского подрядчика по уборке улиц и площадей немедленно убрали грязь, грязный снег, удаляя лужи воды. Обращено также внимание на крайне грязное содержание тротуаров, за уборкой которых предложено усилить надзор. На виновных в нарушении правил по уборке улиц и тротуаров составлять протоколы.
1 декабря. Гололедица. Вчера с вечера в городе начал моросить мелкий дождь. На мостовых и тротуарах образовалась гололедица, сделавшая улицы почти совершенно непроходимыми. Люди, лошади скользили и падали. Кое-где тротуары по распоряжению полиции, выгнавшей дворников на улицы, посыпали песком, но далеко не везде. Прохожие скользили и падали. Ваньков, чтобы кое-как добраться домой, почти невозможно было найти: все были разобраны, а свободные заламывали такие цены за конец, что становилось страшно: по рублю и более за короткие концы, от одного квартала до другого, цены за более дальние расстояния пропорционально этому увеличивались и доходили до нескольких рублей в конец. На линии конки, благодаря той же гололедице, оказалось тоже не все благополучно, особенно там, где вагоны следуют с уклона вниз. Коночная администрация не распорядилась посыпать пути песком. Уже заторможенные спереди и сзади вагоны катились по рельсам, словно на полозьях, развивая быстроту, задние вагоны нагоняли передние, лошади сбивались в сторону от пути. Между пассажирами, переполнявшими вагоны, поднималась паника. Лишь с трудом и большими усилиями удалось остановить в начале Сумской улицы (от драматического театра) несколько таких вагонов. Публика повысыпала из них, не решаясь дальше ехать.
Сейчас трудно представить, но 100 лет назад причиной клоаки в самом центре Харькова мог быть общественный транспорт.
4 августа. Длящееся безобразие. В течение ряда лет на углу Московской улицы и Слесарнаго переулка Бельгийским обществом, вопреки всем полицейским распоряжениям и правилам городской санитарии, устроены… конюшни. Здесь ставятся проводниками к тротуару с обеих сторон Слесарнаго переулка лошади, дополняющия тягу конки вверх по Московской улице до Николаевской площади. Не говоря о грязи, лужах и невыносимом зловонии, царящих здесь от простоя лошадей, в последнее время наблюдается еще следующее явление – за отсутствием взрослых, ввиду войны, состав проводников большей частью скомплектован из подростков, которые не умеют обращаться с лошадьми – лошади артачатся, лезут на тротуары. Проход по тротуарам и проезд по переулку небезопасен. В воздухе вечно висит отборнейшая ругань мальчишек-подростков, шум, крики. Давно следовало бы обратить внимание на подобное безобразие в центре города.
Конка – прообраз трамвая – часто становилась источником жалоб харьковцев и негодующих заметок в прессе из-за грубости кондукторов, неухоженных вагонов, хилых лошадей, едва тащивших вагоны… Но были и положительные, даже прогрессивные моменты в работе уже архаичного на то время вида транспорта.
10 мая. Женщина-кондуктор на конке. На днях на нашей конке появилась первая женщина-кондуктор, которая справляется со своими обязанностями не хуже своих коллег-мужчин. Можно только приветствовать применение женского труда в этой области и пожелать этому начинанию дальнейшего распространения. Во многих городах, как например, в Киеве и др., уже насчитывается немало женщин-кондукторов на трамваях, и, судя по наблюдениям за их работой, оне вполне свободно могут заменять мужчин в этого рода работе.
К слову, трамвай, появившийся в Харькове на четверть века позже конки, отставал от конкурента по введению гендерного равенства, правда, опережал в количественном отношении.
1 ноября. Женский труд на трамвае. У нас уже сообщалось о том, что горуправление решило ввести на трамвае женский труд. В настоящее время конторой трамвая приглашено 20 женщин в качестве кандидаток на должность кондукторов. Сейчас оне проходят теоретическую и практическую службу на трамвае, затем будут подвергнуты экзамену и только после этого приступят к работе.
В завершение скажу, что 1916 год вообще стал победным для жительниц Харькова: в ноябре открылся женский политехнический институт. В сфере женского высшего образования город не уступал столичным Москве и Питеру.