"Гражданский воздушный патруль": самолеты, которые спасают жизни
Уже два года летчики общественной организации «Гражданский воздушный патруль» на своих самолетах помогают транспортировать пациентов, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. Волонтеры помогают пострадавшим бесплатно, а расходы на горючее берут на себя.
Общественную организацию «Гражданский воздушный патруль» создали на базе первого добровольческого авиационного загона 2016 году собственники самолетов. Сама идея не является ноу-хау: в США, например, подобную организацию, «Гражданский аэронавигационный патруль» волонтеры учредили еще в 1941-м, в разгар Второй мировой войны для помощи военно-воздушным силам при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях.
Изначально гражданские авиаторы работали только в Харьковской области, но вскоре расширил поле своей деятельности практически на всю территорию Украины. Работа организации регулируется законом Украины «Об экстренной медицинской помощи». Система очень простая: представителей центров экстренной медицинской помощи уведомляют пилотов о том, что нужна их помощь, а те вылетают для спасения пациентов.
Главные направления нашей деятельности – это содействие государственным органам Украины - СБУ, ВСУ, МВД и МЧС - выполнению поставленных задач, - объясняет соучредитель «Гражданского воздушного патруля», профессиональный летчик Юрий Покусай. - Второе направление - это содействие центрам экстренной медицинской помощи, в случае угрозы жизни человека - спасение этой жизни при помощи самолетов, знаний и нашей техники. Третье направление деятельности - национальное патриотическое воспитание молодежи, будущих авиаторов.
В Харьковской области самолеты вылетают в спасительные рейсы с авиабазы «Ракитное» в Нововодолажском районе. Полеты выполняют трое пилотов на четырехместных французских самолетах Socata. На борту находится пилот, врач-анестезиолог и пациент на носилках, которые ставят вдоль салона.
Самолет экономичный, надежный и легкий в управлении, позволяет -использовать грунтовые аэродромы, неподготовленные площадки, для взлета ему нужно 250-300 метров, - рассказывает летчик. - По Харьковской области каждый день на дежурство заступает один самолет, в оперативном резерве находятся еще два. Время вылета от момента постановки задачи до момента выполнения задания - 40 минут.
Как правило, летчики выполняют спасательные вылеты в труднодоступные районы, которые находятся на расстоянии 100 и более километров от Харькова. Делается это для того, чтобы выиграть время, ведь для «тяжелого» пациента каждая минута на вес золота. Стоимость горючего на один вылет составляет около 5 тысяч гривен – эту сумму авиаторы оплачивают из своих карманов.
Один из вылетов у нас был в Сахновщину, там было ДТП, нужно было экстренно предоставить помощь квалифицированного нейрохирурга ребенку, - вспоминает Юрий Покусай. - В местной больнице врача-нейрохирурга нет. Если автомобиль экстренной медицинской помощи в одном направлении идет три часа, то мы выполнили полет за 20 минут. Через 20 минут врач уже был в больнице. Когда он оценил ситуацию, то принял решение оперировать ребенка на месте, потому что была прямая угроза жизни. Когда мы возвращались врач четко сказал, что если бы не самолет, ребенка бы уже не было, три часа он бы не смог выжить. От «золотого часа», как говорят в медицине, очень существенно зависит дальнейшее лечение пациента.
Этой весной авиаторы-волонтеры подписали меморандум о сотрудничестве с ХОГА и «Украинско-немецкой медицинской ассоциацией». По словам исполнительного директора УНМА Виктории Милютиной, такие инициативы помогают улучшить качество медицинской помощи.
Я считаю, что нестандартный ресурс, который мы используем, позволит сделать медицинскую услугу качественной, - заверяет Виктория Милютина. - Человек из любой точки области, в случае, когда ему нужна экстренная медицинская помощь и счет идет на минуты, сможет рассчитывать на такую помощь.
За прошлый год гражданские авиаторы выполнили 31 вылет и спасли 16 жизней.