Городской пирог – 2017: кто больше откусит?
«ХН» выяснила, как повлияет на жизнь города главный финансовый документ года.
Предполагается, что в будущем году объем городской казны вырастет на 2 млрд грн и составит более 10 млрд. Но, несмотря на субвенции из столицы, финансовое бремя на местный бюджет возросло.
Главный доход в бюджет, как и ранее, принесет налог с физлиц – в связи с ростом «минималки» предполагаемые поступления от него составят 3,6 млрд грн. А так же налог на землю – почти миллиард. Кроме того, более чем на 100 млн городской бюджет должны пополнить владельцы недвижимости. С нового года все, у кого квартиры превышают 300 кв. м, а дома – 500, ежегодно будут платить по 25 тыс. грн за каждый объект. Льготными остаются квартиры площадью до 60 кв. м.
Больницы без ремонтов
Традиционно самыми большими статьями расходов останутся траты на медицину и образование. Причем на медицину в наступающем году уйдет более 1,5 млрд – это на 170 млн грн больше, чем в текущем году.
В последний момент госдотацию в парламенте увеличили почти на 300 млн грн. Но радоваться тому, что в больницах станут лучше кормить и лечить или увеличится количество лекарств, не стоит. Львиная доля дополнительного финансирования – 113 млн грн – уйдет на оплату коммуналки больниц. Раньше эти расходы покрывали из госбюджета, теперь придется платить из городской казны. То есть не то что на развитие материальной базы – на ремонты учреждений денег не хватит. В целом, в 2017 году на капитальный ремонт учреждений и программу по энергосбережению направлено лишь 93 млн грн. И эти средства будут распределены сразу между несколькими лечебными учреждениями, что не позволит капитально отремонтировать хотя бы одну из больниц. Например, на 19-ю детскую (находящуюся в аварийном состоянии) запланировано лишь 1,5 млн грн – на 5 % меньше необходимой суммы.
"Нам необходимо в следующем году сделать ремонт системы отопления. Это сложный и дорогой процесс, но я пока не могу сказать, во сколько он обойдется", – рассказала «ХН» главврач больницы Светлана Ковалевская.
Она ожидает, что средства будут поступать в течение года.
О возможном дополнительном финансировании от перевыполнения бюджета говорила и директор Департамента финансов Татьяна Таукешева.
"Если каких-то катаклизмов не случится по итогам года, мы перевыполним бюджет по первому полугодию на 5,1 %, что позволит нам пересмотреть финансирование", – сообщила она.
Однако пока каких-либо гарантий нет. И в Департаменте здравоохранения не отрицают, что 19-я больница вскоре может быть закрыта. Чиновники говорят, что в министерстве им советуют экономить и идти по пути сокращения коек. Первой под такую экономию попала 11-я городская больница по ул. Шота Руставели. Решением сессии депутаты преобразовали ее в поликлинику.
Учить придется за свои
Увеличение расходов на образование не менее призрачно. В 2017 году на эту сферу запланировано почти 2,4 млрд грн, что почти на полмиллиарда больше, чем в 2016 году. Однако это увеличение тоже связано с оплатой коммунальных услуг для школ и детсадов и выплатой зарплат для непедагогических работников. Бюджет развития, из которого финансируются ремонты школ и обновление материально-технической базы, закупка учебного и спортивного инвентаря в бюджете 2017 году составил лишь 60 млн грн. В то же время в 2016 году на эти нужды было потрачено 160 млн грн.
"Из бюджета закрываются расходы, связанные с коммуналкой, зарплатой, а развитие социальной сфере откладывается на потом. Суммы на ремонты дорог, поддержка КП утверждаются на том же уровне, что и в прошлом году. А в социальных сферах бюджет развития урезан", – отметила член бюджетной комиссии горсовета Елена Ворона («Самопоміч»).
Как и медики, глава гордепартамента образования Ольга Деменко надеется, что, возможно, средства для школ и садов будут найдены – после перевыполнения бюджета. При этом депутаты проголосовали за увеличения стоимости питания для детей в детсадах, 40 % которого финансируется из городского бюджета. Малышей в яслях теперь будут кормить за 18 грн в день, а дошколят от 3 до 6 лет – за 20 грн. Напомним, что в 2016 году продукты закупались из расчета 17 грн на ребенка в день.
Из-за строительства метро отселят людей
Несмотря на «дырки» в бюджете, часть средств депутаты направили на капительное строительство и реконструкции. Во-первых, было решено продолжить строительство метро. На создание электродепо на Алексеевке, которое необходимо для обслуживания расширенной сети подземки, выделили 70 млн грн.
"Строительство начнется после проведения торгов. В том случае, если тендер состоится одним этапом, строить начнем в мае", – сообщила «ХН» директор КП «Харьковская дирекция строительства метрополитена» Наталья Линник.
Еще 180 млн грн депутаты выделили на отселение людей по третьей линии метрополитена вдоль проспекта Гагарина. Как сообщил заместитель городского головы по вопросам инфраструктуры Евгений Водовозов, речь идет о 19 частных домах в районе мясокомбината на Одесской. Но точную сумму компенсации еще не посчитали.
Всего на содержание и капитальное строительство дорог в этом году планируют потратить 634 млн грн, в частности, они пойдут на то, чтобы открыть харьковский дорожный долгострой – мост на Сортировке.
80 млн грн уйдет на трамваи и троллейбусы. Правда, отметили в Департаменте инфраструктуры, на новый транспорт денег не хватит, поэтому решили купить 10 б/ушных троллейбусов, заплатив за это 20 млн грн. Новеньких «рогатых» за эту сумму можно было бы купить всего четыре.
От покупки трамваев, несмотря на харьковские дрифты, ставшие притчей во языцех, и вовсе отказались. 60 млн грн было решено потратить на капитальный ремонт старых вагонов. За эту сумму местные умельцы обещают дать новую жизнь 40 вагонам. Как уже писала «ХН», ремонтом трамваев в городе занимаются только частные компании, им и уплывет бюджетная прибыль.
При этом с каждым годом аварий с участием трамваев в Харькове все больше.
"У нас то дверь не открывается, то окно не закрыть, – жалуется «ХН» вагоновожатая из «Салтовского трамвайного депо». – А ремонтов сколько мой трамвай пережил, я и подсчитать не могу. Такое ощущение, что краски на вагоне уже больше, чем металла».
Эксперт по вопросам транспорта, старший научный сотрудник кафедры электротранспорта академии городского хозяйства Артем Сосипатров уверен: большинство харьковских трамваев подходят к сроку износа металла, и если их не заменить – это чревато многими авариями.
"Трамвай стоит существенно дороже, чем троллейбус. Существуют системы лизинга, но Харькову с этой властью после скандала с польской компанией, которую обманули, больше никто ничего не даст", – уверен Сосипатров.
Напомним, судебный спор о 57 троллейбусах и 10 трамваях между горсоветом и «ПЛ Лизинг». Транспорт хотели забрать за долги, но пока стороны заключили перемирие.
«Черные дыры» городского бюджета
Жилым домам не посчастливилось, на их ремонт депутаты выделили почти в 3 раза меньше, чем на дороги, – 230 млн грн. На ремонт дорог и жилого фонда, транспорта и парки можно было бы потратить и больше, однако значительную долю харьковского бюджета снова «съела» помощь многочисленным КП. И это при том, что коммунальные предприятия, если верить чиновникам горсовета, не только не приносят прибыли, но и живут на дотациях. В этом году в «коммунальную дыру» уйдет 857 млн грн. Среди топ-получателей – КП «Жилкомсервис» – 95,6 млн грн, КП «Харьковводоканал» – 85 млн грн, КП «ХТС» – 56,4 млн грн. На харьковский «Диснейленд», который совсем небесплатно ежедневно посещают тысячи харьковчан и гостей города, дают 81,8 млн грн, 65 млн из них уйдут на погашение кредита еще 2011 года.
Отметим, что на все КП открыты уголовные производства по факту хищения миллионов должностными лицами этих предприятий, а депутаты выделяют на них новые миллионы.
"В судебных реестрах лежат десятки уголовных производств по растратам на ремонте жилых домов, на коммунальных предприятиях и департаментах города", – рассказал «ХН» член правления Харьковского антикоррупционного центра Евгений Лисичкин.
Кроме того, 159 млн грн выделяется на поддержку КП «Харьковский метрополитен» и почти 153 млн грн уходят в трамвайные и троллейбусные депо. Эти средства пойдут на компенсацию льготного проезда студентам и фактически на взаиморасчеты с Облэнерго. При этом в бюджете – 2017 не запланированы деньги на погашение долгов перед энергетиками за минувшие года и другими предприятиями, а значит конфликт между коммунальщиками, вследствие которого может быть обесточен город, перейдет и на 2017 год.
«Велодом» по цене 10 троллейбусов
Отдельные расходы, предусмотренные чиновниками и депутатами из команды Кернеса, не перестают удивлять. Например, КП «Харьковский центр по обращению с бездомными животными» получает финансирование на отлов – 6 млн грн, еще 8 млн – на зарплату сотрудников и плюс финансовая помощь. И это при том, что предприятие зарабатывает на ветеринарных услугах.
Выделили депутаты 20 млн грн и на новый коммунальный проект мэра – КП «Велодом». Центр обещают разместить в отремонтированной лыжной базе около памятника велосипедисту. Летом тут будет прокат байков, а зимой лыж. Все бы ничего, но вокруг заброшенной базы уже существует несколько частных точек проката.
Также, в качестве пилотной программы, депутаты решили выделить средства на установление камер видеонаблюдения на… площади Свободы, где беспрерывно работают вебки подконтрольного горсовету провайдера «Триолан», в то время как денег на установку камер в криминогенных районах или около школ снова нет.
"Все это – по сути, проекты для личного пиара мэра и местной власти, – подчеркивает Евгений Лисичкин. – Вот скажите мне, что надо показать журналистам, чтобы они поверили в активные действия власти на благо города? Правильно, обновленный зоопарк или расширенный до шести полос Московский проспект. Отремонтированные крыши жилых домов или больницы такого впечатления не произведут. Вот денег на это и не дают".
Зато себя, любимых, чиновники и депутаты не забыли. На «информатизацию горсовета» уйдет 10 млн грн (эквивалент 5 троллейбусов).
"На технике нужно работать не только в этом зале. Горсовет – это еще 13 администраций. Наш горсовет должен выглядеть пора менять эту систему", – пояснил Геннадий Кернес.
Кроме того, около 700 тыс. грн выделили на разработку промо-сайта для департамента предпринимательского рынка, хотя сумму вдвое меньше для этих же целей выдавали в этом году, но ее, как отметили чиновники, освоил другой департамент. Поэтому надо еще.