Дозаправка по-харьковски: городские власти создадут КП "Харьков-топливо"
На предстоящей сессии горсовета депутаты проголосуют за создание еще одного коммунального предприятия – КП «Харьков-топливо».
Сомневаться, что депутаты проголосуют против, не приходится: за мэром – большинство. Вопрос в том, насколько Харькову нужны городские АЗС и не будет ли новое КП еще одним убыточным в череде дотируемых из городского бюджета.
Собрать бесхозные заправки
Новость о необходимости создания нового коммунального предприятия стала громом среди ясного неба. Несмотря на то, что команда Геннадия Кернеса находится у руля уже десять лет, вопрос о том, что по городу разбросаны бесхозные коммунальные АЗС, деятельность которых надо упорядочить, возник только сейчас. Идею о создании новых КП на заседаниях профильных комиссий горсовета представил директор Департамента инфраструктуры Сергей Дульфан.
"Целью работы данного предприятия, – пояснил Дульфан, – является наращивание собственного имущества, то есть капитализация активов, а после и оказание услуг населению".
Люди, которые ранее работали в предприятиях коммунального хозяйства, а теперь выступают в оппозиции к местной власти, говорят, что капитализировать чиновникам нечего: таксопарки и автопарки, которые еще в советские времена имели сеть собственных АЗС, давно передали в частные руки. Собственных заправок у коммунальных предприятий практически нет, а где и есть, они не объединены в единую сеть, служат для исключительных нужд и наполняются частными поставщиками. Не исключено, что сеть городских заправок развернет свою деятельность на одной из всеукраинских АЗС, у которой есть проблемы с реализацией топлива, поскольку строить с нуля свою сеть заправок город не сможет.
В этом случае говорить о прибыльности коммунального предприятия, а уж тем более об оказании конкурентоспособных услуг населению сложно. Депутаты от оппозиции пытались возразить против идеи создания КП «Харьков-топливо», поскольку практически все городские КП не просто не приносят доходов в бюджет – они имеют в качестве льготы нулевую ставку по прибыли – но и являются дотационными. Причем речь идет не только о поставщиках социальных услуг, таких как уборка дворов или поставка тепла, но и о полностью конкурентоспособных предприятиях – к примеру, центр развлечений КП «Парк Горького». Однако Дульфан просто попросил верить ему на слово. Ни количества АЗС, ни принцип его работы, ни директор нового КП названы не были. Уже в среду, 22 января, вопрос будет вынесен на сессии.
Кому прибыль?
Во многом прибыль в этой среде, говорят эксперты, зависит от наличия развернутой сети заправок, удобного доступа к ним клиентов и объемов продаж топлива.
"То, что касается коммунального хозяйства и его личных потребностей, то это будет выгодно. Но у нас рыночная экономика, а коммунальные хозяйства занимаются городом, его проблемами. И в том случае, если они смогут не только по вопросам приобретения топлива выиграть, а обусловятся какими-то контрактами – и в нашей области есть нефтеперерабатывающий завод, и в Полтавской области – в Кременчуге. Если они смогут получить более низкие цены, то смогут себя прокормить", – говорит один из игроков рынка Владимир Логунов.
Вопрос только в том, по какому пути пойдут коммунальщики. Например, в Советском Союзе, как сейчас в Венгрии, на коммунальных заправках количество клиентов росло за счет предоставления скидок на бензин для инвалидов. Подобная услуга предполагает налоговые льготы, а эти льготы плюс объемы продаж дают прибыль предприятию, говорят эксперты. Но велика вероятность, что в Харькове радетели за КП «Харьков-топливо» пойдут по добровольно-принудительному пути для увеличения объемов продаж. Ведь помимо автомобилей коммунальных предприятий и автомобилей городских администраций, в клиентскую сеть можно будет завести всех поставщиков и подрядчиков, которые напрямую или опосредованно сотрудничают с городскими коммунальными предприятиями. Это и строительные организации, и поставщики продуктов питания в детские учреждения, и другие бизнесмены.
По словам экспертов рынка, единственным плюсом от появления городской сети заправок может стать прозрачность в закупках топлива за бюджетные деньги (в последние годы, по данным издания «Наші гроші», победителями были близкие к окружению Геннадия Кернеса фирмы – Владимира Чумакова и Евгения Мураева, которые поставляли топливо по завышенным ценам). С другой стороны, даже если все закупки будут проходить через систему ProZorro, КП сможет по уже отлаженной схеме скрывать результаты своей работы. Отчеты многих предприятий о финансовой деятельности, вопреки законодательству, не найти в свободном доступе, их не предоставляют ни на журналистские, ни на депутатские запросы. Кроме того, сообщают источники «ХН», велика вероятность того, что через АЗС под эгидой горсовета будут легализованы объемы контрабандного бензина, поставки которого из России в Харьков наладил еще покойный руководитель «Оплота» Евгений Жилин.
Деятельность КП должна стать объектом внимания для правоохранительных органов и антимонопольного комитета, как и многих других харьковских КП, создание и работа которых не продиктована социальной необходимостью. Всего мэрия создала более шести десятков коммунальных предприятий, но она не подотчетна харьковчанам и не приносит прибыли городу.
«Харьковская неделя» начинает серию материалов, в которых расскажет горожанам, для чего созданы и чем в действительности занимаются харьковские КП, какую прибыль они могли бы приносить и в чьих карманах она по сути оседает. Считаем вместе – это наши деньги.