Бюджет Харькова на 2019 год: конец финансовой децентрализации?
19 декабря Харьковский городской совет внес поправки в бюджет города на следующий год. Общий объем доходов Харькова в 2019 году установлен на уровне 15,5 млрд. гривен, что на 3,7% меньше, чем в 2018. Чем на деле обусловлено урезание харьковского бюджета? Неужели причина в том, что в процессе децентрализация произошел сбой? А также, какие еще изменения прослеживаются в новом бюджете города на следующий год?
Децентрализация в Харькове
Реформа децентрализации в Украине была призвана предоставить органам местного самоуправления полномочия и ресурсы для модернизации городской инфраструктуры. Другими словами, государство переложило ответственность за все «городские проблемы» на плечи объединённых территориальных громад, формирование которых нельзя охарактеризовать как активное.
В 2019 году происходит явное снижение финансирования городов из центра. Фокусируясь на Харькове, стоит отметить, что общий объем доходов на 2019 год, с учетом межбюджетных трансфертов из областного бюджета, установлен в размере 15,5 млрд. грн. В 2018 году объем доходов планировался 16,1 млрд. грн., где собственные доходы составляли 10,3 млрд. грн. То есть бюджет города в следующем году сократится на 3,73%, по сравнению с предыдущим годом. Хотя следует обратить внимание на тот факт, что с 2015 года прослеживался исключительно прирост Харьковского бюджета.
2015 | 7,8 млрд. грн |
2016 | 8,4 млрд. грн |
2017 | 13,8 млрд. грн |
2018 | 16,1 млрд. грн |
2019 | 15,5 млрд. грн |
Особенно заметно, что расходы сократились в области социальной защиты и обеспечения. Если в бюджете текущего года предполагались расходы в 4,6 млрд. гривен, то в будущем году на эту сферу направили в почти 2 раза меньше – 2,5 млрд. грн. Новшеством бюджета стало финансирование социальной сферы напрямую из государственного бюджета, а городской, в свою очередь, к этому теперь не имеет отношения. В приоритете остается сфера образования, на нее выделяют 3,8 млрд. гривен, в прошлом году было 3,2 миллиарда.
Всё сводится к тому, что децентрализация с последующим делегированием полномочий на места существенно ослабевает, и на ее место вновь приходит концентрация финансов в центре. Прослеживаемое уменьшение бюджета Харькова наводит на мысли о низкой эффективности реформы децентрализации. Замедление реализации реформы наблюдается только в Харькове или в других городах ситуация обстоит так же?
Итоги финансовой децентрализации в других городах Украины
Город | 2018 | 2019 | |
Киев | 49.1 млрд. | 54.9 млрд. | |
Одесса | 8.8 млрд. | 11,05 млрд. | |
Чернигов | 3 млрд. | 2. 6 млрд. | |
Днепр | 13.8 млрд. | 14, 04 млрд. | |
Житомир | 2.8 млрд. | Более 3 млрд. | |
Винница | 4.7 млрд. | 4.7 млрд. | |
Львов | 6.8 млрд. | 9.8 млрд. | |
Черновцы | 2.5 млрд. | 2.7 млрд. | |
Хмельницкий | 2.92 млрд. | 2.98 млрд. | |
Ровно | 2.6 млрд. | 2.5 млрд. | |
Ужгород | 1.2 млрд. | 1.48 млрд. | |
Ивано-Франковск | 3.1 млрд. | 3 млрд. | |
Кропивницкий | 2.5 млрд. | 2.5 млрд. | |
Тернополь | 2.4 млрд. | 2.5 млрд. |
Во многих городах бюджет на будущий год увеличился, но нужно отметить, что вместе с этим, увеличились и расходы. Однако не стоит забывать об инфляции, которая в государственном бюджете на 2019 год заложена на уровне 7%. Во многих городах это может привести к еще большему разрыву между доходами и расходами.
Бюджеты в некоторых городах и так дефицитны. Например, в Виннице доходы составляют 4.7 млрд. гривен, а расходы – 4.8 млрд.; в Черновцах доходы – 2.7 млрд., расходы – 2.9 миллиарда; по Ивано-Франковску доходы в размере 3 млрд., расходы - 3.5 миллиардов гривен. К этим городам добавляется и Харьков: расходы на 2019 год прописаны в размере 16,5 млрд., что не покрывает общий объем дохода города – 15,5 миллиардов.
В связи с недостатком средств города с дефицитным бюджетом планируют влезать в долги. Например, городской голова Ивано-Франковска Руслан Марцинкив так прокомментировал ситуацию.
«500 мільйонів нам не вистачає. Будемо десь позичати. Ситуація буде ще гірша, ніж цього року. Мабуть, вперше за 10 років ми приймаємо дефіцитний бюджет. От вам і децентралізація". В то же время местная власть Харькова планирует взять 1 млрд. гривен муниципального займа на развитие инфраструктуры города. Срок такого займа до 3 лет, а предполагаемая процентная ставка составит 22%.
Складывается впечатление, что перед выборами власть старается не продолжать реформу децентрализации, а наоборот централизовать финансовые потоки. Местным бюджетам передается большое количество полномочий, но основное финансирование остается за центром.
Также, новшеством госбюджета на 2019 год, является положение о том, что денежные отчисления на субсидии и оплату жилищно-коммунальных услуг будет контролировать Министерство социальной политики, в рамках новой программы «Выплата льгот и жилищных субсидий гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг в наличной форме». Ко всему прочему, увеличилась и реверсная дотация, то есть сумма, которую город вернет в госбюджет после получения субвенций, также возрастает. Суммарно по всем городам, в 2018-м она составляет 5.4 млрд. гривен, а в будущем году планируется 6.8 миллиардов. В бюджете Харькова на 2019 год реверсная дотация предусмотрена в размере 302 млн. грн., что на 89 млн. больше по сравнению с текущим годом – 213 миллионов гривен.
Реформа децентрализации реализуется в Украине уже почти пять лет, и с каждым годом в местные бюджеты пытаются внести все больше новаций, чтобы укрепить власть на местах. Так в 2019 году планируется очередной «новый этап» реформы – создание новых территориальных объединений. Любопытно, что бюджет Тернополя уже приняли как бюджет Тернопольской городской территориальной громады (Тернополь, включая еще восемь сел), что возложило на городской совет Тернополя еще больше обязательств, как и предусматривает децентрализация. Вот только должного финансирования для развития город не получил, бюджет не существенно увеличился, в отличие от ответственности.
Децентрализацию, так или иначе, считают наиболее успешной реформой в стране, несмотря на многие сложности в ее реализации. Однако тенденции к снижению городского финансирования, которые мы наблюдаем на примере Харькова, демонстрируют все же отрицательную динамику развития. Изменения в ведение реформы должно внедрять государство на законодательном уровне, стимулируя активизацию формирования местных ОТГ. Будем надеяться, что новый этап децентрализации, провозглашенный премьер-министром Украины, повлечет за собой новый уровень эффективности и устранение текущих проблем.