Зачем городу KharkivMusicFest — БЛОГ
Фестиваль классической музыки — средство позиционирования Харькова в культурном мировом пространстве.
Сегодня Харьков, как, впрочем, и Украина, нуждается в правильном позиционировании на международной арене. Бывая в разных странах, я хотел бы на вопрос "откуда вы?" гордо отвечать "из Украины, из Харькова", и в ответ хотел бы слышать перечисление классных культурных событий, по которым нас идентифицируют, а не ассоциативный ряд "Украина — коррупция — Чернобыль — война". И поэтому Харькову нужен и важен KharkivMusicFest как средство позиционирования его в культурном мировом пространстве. Фестиваль, кроме культурной значимости, имеет также большую политическую ценность. Это — лицо страны, визитная карточка, благодаря которой мы приобретаем послов нашей культуры и друзей нашего народа. Известные музыканты, приезжающие в Харьков на фестиваль впервые, с нескрываемым удивлением и восхищением видят, что здесь чтут культурное наследие, разделяют общемировые ценности, так же как в Зальцбурге или Вене, любят классическую музыку. И это свое видение они понесут дальше.
Если говорить о фестивале будущего года, то первое, о чем нужно сказать, это то, что у фестиваля новый арт-директор — Виталий Алексеенок, белорусско-немецкий дирижер, художественный руководитель оркестра Мюнхенского университета. Периодическая смена арт-директора проекта — нормальная мировая практика, это дает новый импульс развитию фестиваля. Это можно сравнить со сменой дирижеров в оркестре: у каждого из них своя манера работы, свое видение интерпретации музыкальных произведений, и такой шаг обогащает опыт как музыкантов, так и слушателей.
Виталий Алексеенок видит развитие KharkivMusicFest в привнесении новшеств, переосмыслении традиционного представления о фестивале классической музыки. Поэтому программа 2022 года будет соответствовать предложенному новым арт-директором девизу — Recomposed.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Музыка, которая не оставит равнодушным — БЛОГ
Примет ли такие новшества публика? Когда мы говорим о восприятии публикой каких-то новаций, то в первую очередь, мы рассчитываем на тех людей, которые глубоко живут музыкой, глубоко ее понимают, и для них подобные новации не могут быть неинтересны, это хорошая возможность для рефлексий, переосмыслений. Для другой части аудитории, которая впервые соприкоснется с классической музыкой на нашем фестивале, это будет просто интересное знакомство. И это будет движение музыкального сообщества вперед. И в этом я вижу новаторскую и просветительскую роль KharkivMusicFest.
Отдельно хочется сказать еще об одном феномене фестиваля. Особенность его в том, что он проводится не на деньги государства, областного или городского бюджета. Это в чистом виде гражданская инициатива, все мероприятия фестиваля проводятся за счет меценатов. На сегодняшний день это семь членов Опекунского совета фестиваля, они известные в городе люди, я ими восхищаюсь и очень хочу, чтобы таких людей было больше. Они уже несколько лет поддерживают фестиваль, не требуя взамен ни рекламы, ни промо, — просто желая, чтобы этот проект жил. Писатель и философ Веллер говорил, что человек — это то дело, которому он служит. И если человек служит делу большого масштаба, то это дело определяет масштаб человека.
Поэтому, если мы продолжим создавать яркое, выдающееся событие, привлекающее сюда тысячи туристов, которые к нам приедут послушать великих исполнителей, пропитаться духом фестиваля, то это и будет тем большим делом, служение которому доставляет удовольствие. Именно это является важной и достаточной мотивацией для вложения финансов, времени, душевных и физических усилий.
Воспитание культуры не дает прибыли, но дает масштаб личности человека.