Бесконфликтно о конфликте. Переселенцы расскажут о своей боли языком театра
Опаленные войной парни и девушки с разной идеологией, чувствами и переживаниями два месяца будут работать над созданием мюзикла, в котором каждый из них – главный герой. На одном из кастингов проекта, организованного датской фундацией С: NTACT, побывал и корреспондент «Харьковской недели».
Девушки нарядились в длинные платья и распустили волосы – видимо, буквально восприняв слово «кастинг», а вот парни пришли, одевшись попроще – в шортах и футболках. Главный координатор проекта в Украине Мария Коренева и директор по кастингу Сандро Гарибашвили выстроили всех в круг и начали разминку.
Чтобы почувствовать себя комфортно, необходимо ощутить свое тело, поясняют тренеры. Этого лучше всего достичь во время легкой гимнастики. В процессе разминки ребята знакомятся. Кастинг длится больше двух часов. Все это время потенциальные актеры общаются друг с другом, рассказывают истории из детства, создают небольшие театральные постановки.
Организаторы рассказывают: музыкальный спектакль будет основан на реальных историях и переживаниях переселенцев и людей, затронутых конфликтом. Это достаточно новая для постсоветского пространства форма творческого выражения – свидетельский театр – когда на сцене не профессиональные актеры, а герои событий.
Мария Коренева и Сандро Гарибашвили – выпускники Лондонской школы искусств – учат парней и девушек работать с пространством и телом. Датский композитор Донна Кадоган поможет героям создать музыку и песни. Главная идея свидетельского театра, организованного датским фондом С: NTACT – собрать людей, которых так или иначе затронула война.
«Изначально предполагалось, что будет 30% харьковчан и 70% переселенцев. Делается это для того, чтобы внутри были различные точки зрения. Харьковчане все-таки не так хлебнули войны, у них свое видение. Но нужно понимать, что у людей из других, менее благополучных украинских регионов, своя точка зрения и может возникнуть конфликт», – рассказывает Мария Коренева.
Чтобы стычек во время кастингов было как можно меньше, тренеры очень аккуратно работают с героями. Никто не требует делиться подробностями пережитых ужасов. Мария Коренева отмечает, что практически всегда удается избегать разногласий, ведь разговаривают на кастингах в основном о детских и юношеских переживаниях.
«Когда мы приближались к срезу опыта военного, возникали споры. И внутри нашего даже небольшого круга есть люди, которые пережили какие-то ужасы военного конфликта и у них очень жесткая точка зрения. Есть и те, которые ничего не видели, но очень хорошо разбираются в политике, в событиях – у них тоже свое мнение. Когда происходит столкновение, мы выводим стороны просто на человеческие переживания», – поясняет Мария Коренева.
Для того чтобы обе точки зрения были услышаны, о конфликте не следует говорить языком конфликта, уверены организаторы.
«Они не обязательно должны рассказывать или показывать те истории, которые с ними произошли в зоне конфликта. Ребята, к примеру, могут поделиться тем, как они однажды резали капусту. Причем это воспоминание может быть для нас более важным, чем то, как на них летели бомбы, – поясняет режиссер Владимир Гориславец. — Подобного рода истории уводят в плоскость образов и эмоций. Именно человеческие переживания играют ключевую роль в постановке, а не фактаж».
Задача творческой группы не только «выудить» из ребят такие истории, но и сделать так, чтобы они каждый раз звучали свежо.
«Мы проводили на одном из кастингов эксперимент: просили рассказать какую-то смешную историю на тему «Я протупил», а потом повторить еще раз и еще. И вдруг увидели, что история… погибла, – вздыхает режиссер. – Поэтому нас интересует то, как создать среду, чтобы непрофессиональные актеры могли удержать в себе то невидимое, звучащее состояние, которое цепляет».
На данный момент спектакль не имеет сценария. По словам Марии Кореневой, есть просто некий план работы. В этом «фишка» свидетельского театра – сами герои своими историями постепенно выстраивают постановку.
«Мы будем разрабатывать определенные пласты тем. Причем пока не знаем, какие темы для ребят окажутся самыми важными, – пожимает плечами Мария. – Может детские переживания или юношеские. Возможно, акцентируем внимание на переживании собственной состоятельности или несостоятельности и как с этим справиться, а потом это все пойдет через призму войны».
Заявки на участие в проекте подало около 50 человек, но в спектакле будут задействованы не более 15-ти. Тем участникам, которые по каким-либо причинам не смогут участвовать в спектакле, предложат рассказать свою историю в аудиоподкасте, транслируемом, в том числе и на международную аудиторию.
Премьерные показы мюзикла пройдут в Харькове во второй половине сентября. Это будут 15 бесплатных спектаклей. Организаторы не исключают, что постановку смогут увидеть и зрители в других городах Украины.