Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

07 июля, 2019 - 18:23

Охотники за пакетиками. Волонтеры избавляют Харьков от мусора

Отходы собирают во всех районах города. Фото: Константин Чегринский/KHARKIV Today
Отходы собирают во всех районах города.
Год назад в Харькове стартовал проект «Прихисти пакет».

Год назад в Харькове стартовал проект «Прихисти пакет». Забота об экологии стала удобной: для того чтобы отвезти пакет или пластиковую бутылку на переработку, больше не нужно ехать через весь город – специальный автомобиль приедет в каждый район. За год волонтерам удалось сделать заботу об экологии модной.
Годовщину существования проекта «Прихисти пакет» организаторы отмечают в сквере возле ДК ХЭМЗ. Кроме концерта и выставки детских работ на тему сохранения окружающей среды несколько прикладных мероприятий: мастер-класс по изготовлению ковриков из старой одежды и пункт обмена нарядами, которые еще рано перерабатывать. Рядом – звезда проекта – «Газель», благодаря которой волонтеры собирают пластиковый мусор по всему Харькову.
Сделать в Харькове Европу
Впервые на охоту за пакетами волонтеры выехали 1 июля прошлого года, но сама идея возникла еще в апреле. Координатор проекта Анна Прокаева на всеукраинской конференции «Зробимо Україну чистою разом» вдохновилась идеей ресайклинга – сортировкой и переработкой отходов. По данным экспертов конференции, мусорные свалки страны общей площадью превышают территорию Дании – это 43 тысячи квадратных километра. Стихийные свалки никто не измерял. В Украине перерабатывают только 4 % отходов, в то время как в странах Евросоюза – 40 %. Анна Прокаева и ее единомышленники вознамерились сделать в Харькове Европу.

– Мы решили ездить по городу мобильным пунктом и забирать отходы у людей. У нас изначально была идея – не зарабатывать на отходах. Это было принципиально: если бы мы начали зарабатывать, то так или иначе захотели бы больше и больше отходов. И тогда идея была бы сведена к нулю. А наша идея – изменить отношение людей к потреблению. Из-за этой позиции было сложно найти партнера, – рассказывает координаторка проекта Анна Прокаева.

Спустя три месяца поисков нашлось и средство передвижения для мобильного пункта сбора отходов, и предприятие, которое занимается их переработкой. Организаторы вспоминают, как сильно удивлялись энтузиазму харьковчан, которые были рады не только сортировать отходы, но и помогать в организации.

– Было очень неожиданно, что люди так отозвались, – говорит Анна. – Мы анонсировали первую машину всего за две недели, у нас толком не было никаких ресурсов, и первый наш плакат с объявлением о сборе отходов я рисовала от руки. Ко мне приходили и говорили: «Мы – рекламное агентство, давайте мы вам сделаем». Люди предлагали помощь.

По мнению Анны Прокаевой, харьковчане в массе своей – экологически подкованы, потому всего за год популярность «мусорной «Газели» очень выросла, несмотря на то, что ее визит в районы Харькова анонсируется только на страничке проекта в Facebook. Количество тех, кто приносит отходы к приезду волонтеров, возросло в 5 раз. Если к первым автомобилям выходило от силы пара десятков горожан, то сейчас пакеты и прочие отходы приносят около сотни людей каждый раз.
Акция начиналась со сбора только одних пакетов, сейчас активисты возят на переработку около 10 видов – бумага, металл, пластик. Собирают даже древесину, из которой потом делают пеллеты.
Мусору нужен закон
Сбор отходов – только начало, говорят инициаторы проекта. В планах активистов – убедить производителей и продавцов отказываться от пластика и других материалов, которые с трудом подлежат переработке. Определенные подвижки в этом плане они заметили уже сейчас, всего спустя год после старта. По словам Анны Прокаевой, они провели большую «воспитательную работу» с супермаркетами: если раньше там настаивали на том, чтобы клеить чек только на полиэтилен при взвешивании продуктов, то сейчас его в основном уже разрешают крепить на сам овощ или фрукт и не брать лишний пакетик.

– Мы бы хотели пойти дальше и работать не с последствиями, а с устранением причины. То есть убедить производителя, чтобы он думал о том, что выпускает, – говорит Анна Прокаева. – Когда встречались с производителем, поняли, что технолог часто даже не знает, как эта упаковка будет перерабатываться. И речь идет не только о мелких производителях, но и о крупных компаниях. Они не маркируют свою упаковку, не пишут, из чего она сделана – это касается в том числе и международных брендов.

Пока что, говорят участники акции «Прихисти пакет», бизнесу в Украине невыгодно быть экологичным. У нас нет закона, который бы делал захоронение отходов невыгодным. Активисты объясняют, как работают подобные законы на примере Эстонии: переработка тонны пластика стоит около 30 евро, а захоронение – в два раза больше. В Украине пока нет политической воли для подобного законодательного акта. Пока работает только низовая инициатива. Волонтеры приводят пример: компания «Світоч» отказалась от многослойной полимерной упаковки, которую очень сложно переработать.
Организаторы проекта «Прихисти пакет» планируют в этом году установить хотя бы один постоянный контейнер для сбора мусора. Пока что возникли некоторые организационные проблемы. Мусорный бак необходимо будет закатать в асфальт либо поместить за специальное ограждение, чтобы его не разбили и не украли.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.