Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

23 февраля, 2021 - 19:21

Развитие культуры без синергии бизнеса и проактивных горожан — утопия (БЛОГ)

Президент группы компаний «Фактор» и фестиваля Kharkiv Music Fest

За тридцать лет, прошедших после распада Страны Советов, мир вокруг нас радикально поменялся. Сегодня функции нашего государства совершенно не те, что были, и ждать от него решения всех наших личных и общественных проблем попросту неадекватно. 

В любом успешном рыночном обществе реализация любых значимых общественных проектов — это результат активности гражданского общества при поддержке государства, бизнеса и всего сообщества. В частности, если это касается культурных проектов. И хотя это такая сфера, где людям часто неудобно говорить о деньгах, но именно наличие финансирования здесь является залогом успеха и развития.
Где же взять деньги на проект талантливым художникам, режиссерам или музыкантам? 

Не так давно в Украине появились институции, благодаря которым культурные менеджеры смогли, наконец, «расправить крылья». Это «Украинский культурный фонд» и «Бюджет участия», которые реально способствуют значительному ускорению общественных, культурных процессов на национальном и локальном уровне. Кроме того, культуру в Украине финансируют некоторые международные организации — House of Europe, Culture Bridges, Сreative Еurope. 

Но при том, что это — глоток воздуха для культуры, на самом деле этого катастрофически мало! Нужно четко осознать, наконец, что акценты в распределении ролей поменялись кардинально 30 лет тому назад, процессы децентрализации переместили компетенции и деньги в регионы, тем самым предоставив всем нам, членам территориальных громад, больше возможностей в управлении бюджетами городов и сел. Важно понимать, что государство — это нанятые вами же люди, которых вы наняли для того, чтобы они помогали осуществить задуманное вами. А не наоборот, как вчера. И здесь ключевое слово «помогали», а не делали вместо нас и за нас, потому что мир не станет краше, пока мы сами не начнем его украшать. 

Когда-то я прочитал чью-то интересную мысль: уровень развития общества определяется пределами границ личного пространства его граждан. В США и Европе это кондоминиум, или комьюнити, в Украине — внутренняя поверхность входной двери в квартиру. Порядок на лестничной клетке — это уже «при чем здесь я?». К счастью, и у нас количество людей, осознающих свою ответственность за пределами своей квартиры, с каждым годом растет, но этого крайне недостаточно. 

При этом, если учесть то, что основная масса проектов, которые подают на тот же «Бюджет участия», претендует на сумму до 1 млн грн, то эти средства вполне реально собрать силами членов громады через, например, платформы краудфандинга. Это стало бы прекрасным поводом для жителей города говорить: «это мы отреставрировали вот этот особняк, сделали возможным проведение фестиваля, концерта» и т. д. При этом удивительный синергетический эффект подобной «толоки» в том, что если каждый взрослый харьковчанин, например, пожертвует 1 грн в месяц (нарочно беру такую мизерную сумму), в результате город станет на 1 миллион гривен прекраснее с новым музеем, новым фестивалем, новым роялем для консерватории или качественными музыкальными инструментами для талантливых детей, которые завтра порадуют нас же и принесут славу своему городу и стране.

Мне кажется, что это убедительная иллюстрация того, насколько действенной и насколько недорогой для отдельно взятого горожанина может стать такая благотворительность под грамотным руководством креативных, ответственных, проактивных членов сообщества. 

Если же мы возьмем бизнес, то суммы такого участия в жизни города могут быть значительно больше. Например, если малый предприниматель пожертвует 1000 грн, то мы обнаружим, что такое участие рождает многомиллионный бюджет поддержки проектов. На эту сумму можно провести уже не одно мероприятие или реализовать какой-то проект, а несколько. Именно это способно сделать Харьков действительно культурной столицей Украины, позволит наполнить нашу жизнь яркими эмоциями, повысить культурно-образовательный уровень горожан. И все это, повторю, за счет совсем незначительных для отдельно взятого горожанина сумм пожертвований.
По моему глубокому убеждению, сегодня важной задачей проактивного класса общества является донесение до большинства людей этого факта — того, что мы сами своими силами можем воплощать в жизнь крутые идеи, реализовывать культурные проекты, и это станет для многих неожиданным открытием, потому что под таким углом зрения на свое место и роль в обществе смотрят буквально единицы.

Но, к сожалению, для большинства характерна позиция «мы ни при чем», а «при чем» —  государство, которое до сих пор воспринимается как патер, который все решит. Вот эта позиция самоустранения — это то, что мешает нам самим быть хозяевами своей жизни, и эту досадную занозу хочется скорее удалить. А для того, чтобы понять, что мы все «при чем», надо постоянно об этом говорить, чтоб это отозвалось и было понято не единицами, а максимальным количеством людей. 
Если говорить о классическом понимании меценатства, где благотворителем выступает средний и крупный бизнес, то здесь появляются некоторые дополнительные аспекты.

Здесь меценат способен самостоятельно потянуть целые направления. Когда меценат строит школу, финансирует фестиваль или открывает музей, то, наверное, здесь есть место и амбициям в какой-то степени. Но амбициям в здоровом смысле, когда человек понимает, что производимые им как бизнесменом блага, налоги, которые он платит, не являются тем, что общество воспринимает как дело на благо общества. Когда же человек отдает обществу нечто сверх уплаченных налогов, созданных рабочих мест, помогает в создании чего-то духовного, нематериального, того, что способствует улучшению жизни всего сообщества, — вот это является отражением личности этого бизнесмена. Тогда это воспринимается как своего рода благодарность мецената всему обществу, благодаря которому он добился успеха. 
Поэтому подчеркну: сегодня важной задачей является привить понимание людям, что от каждого из нас зависит то, в каком городе мы будем жить, какие мероприятия будем посещать, какие социально-культурные проекты будут реализованы.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.