Что делать жителю Харькова при подозрении на коронавирус: идти к врачу или вызывать скорую
В поликлиниках Харькова коллапс: горожане с подозрением на коронавирус по 4-5 часов ожидают приема у дежурного врача. Записаться через электронную систему HELSI можно только на следующую неделю.
Ежедневно в Харьковской области коронавирус подтверждается больше чем у тысячи человек. Реальная цифра может быть гораздо больше официальной, ведь далеко не все больные в силах выстоять многочасовую очередь в поликлинике, чтобы получить направление на тест.
Драка в очереди к врачу
В 8 утра начинает работу 11-я поликлиника на Северной Салтовке, но очередь в приемную выстраивается заранее. В последние дни больные ожидают у кабинета дежурного врача по несколько часов. Такая ситуация сложилась по всему городу. На прием к семейным врачам записаться невозможно, да они и не принимают с высокой температурой. Больным людям приходится часами стоять в тесных коридорах, чтобы открыть больничный, получить направление на тест, томографию или другие анализы.
"Пришли к дежурному врачу в 11 поликлинику, один принимает, народу тьма, все кашляют как в последний день. Открыть больничный лист просто невозможно! При мне уже одна бабуська сознание потеряла, скорую вызвали в поликлинику", — написал один такой больной в харьковский паблик.
Такая же ситуация — в 19-й поликлинике на Героев Сталинграда. В понедельник 4 октября пенсионерка Виктория Савина пошла в поликлинику, чтобы получить направление на тест — женщина плохо себя чувствовала несколько дней. Поход к врачу здоровья не прибавил.
"Там в 8 часов утра уже было около 50 человек. Стояли 4 часа в очереди — душно, все ругаются, две женщины даже подрались. Получила я в конце концов направление на тест, на рентген направления не дали. Тест был готов уже на следующий день. Семейная врач позвонила и сообщила, что коронавирус подтвердился. Назначила антибиотик для снижения температуры", — рассказала харьковчанка KHARKIV Today.
Не всем удается получить даже направление на тест. Преподаватель ХНУ им. Каразина Игорь Соломадин не смог выстоять многочасовую очередь.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Харьковский диспансер заполнили пациентами на 110%
"Позвонил семейному врачу. Она как раз дежурила и пригласила меня на прием как к дежурному. Прихожу — а там народу тьма-тьмущая, очередь часа на 3-4. Решил, что сделаю тест в частной лаборатории", — написал Соломадин в соцсетях. На следующий день он получил положительный результат теста.
Многие все равно предпочитают стоять в очереди: в частных клиниках ПЦР-тест на коронавирус стоит 700-900 гривен, пенсионерам это не по карману.
"Фельдшер не должен слушать легкие"
Когда в прошлом году Украина переживала первую и вторую волны коронавируса, в Министерстве охраны здоровья разработали порядок его лечения. Тогда предполагалось, что диагностировать коронавирус и работать с пациентами, которые не нуждаются в стационарном лечении, будут семейные врачи.
На деле же оказалось, что семейных врачей попросту не хватает на всех, у кого есть подозрения на коронавирус. По всем харьковским поликлиникам записаться на прием через электронную систему HELSI можно только на следующую неделю, не раньше 12 октября, а с чем-то срочным нужно идти к дежурному врачу, которых тоже мало.
"У нас двое врачей уже на больничном с коронавирусом, три мобильные бригады все время на выездной вакцинации, еще две делают прививки в поликлинике. Оставшиеся делают все возможное", — рассказала на условиях анонимности сотрудница одной из харьковских поликлиник.
Взволнованные пациенты, так и не сумев попасть на прием к терапевту, в панике звонят в Центр экстренной помощи. За последний месяц количество обращений выросло примерно в три раза и дошло до 450 вызовов в сутки. Половина из них — так называемые "ложные вызовы".
"Людей пугает озноб, пугает плохое самочувствие, но высокая температура не является поводом для госпитализации. Если у человека одышка, мы приедем с кислородом, но фельдшер не должен слушать легкие. Нужно обратиться к семейному врачу и выполнять его назначения", — рассказал KHARKIV Today директор Центра экстренной помощи и медицины катастроф Виктор Забашта.
По его словам, операторы Центра все же пытаются дать позвонившим больным какие-то рекомендации по лечению.
Куда податься больному?
Официальный портал Министерства охраны здоровья covid19.gov.ua дает такие советы для тех, кто заболел коронавирусом:
- оставаться дома;
- позвонить семейному врачу, описать симптомы и получить назначение;
- если температура выше 38 и затруднено дыхание — звонить "103".
На деле воспользоваться рекомендациями МОЗ в Харькове затруднительно. Идти к врачу на прием все равно придется в том случае, если нужно получить больничный, направление на тест или рентген. Машина экстренной медпомощи приедет, если речь идет о срочной госпитализации и спасении жизни.
Для заболевших коронавирусом в Харькове остается не так и много вариантов: смелым — штурмовать поликлинику в часовых очередях, состоятельным — потратить собственные средства на тест и КТ, тем и другим — уповать на удачу, потому что семейный врач будет в лучшем случае консультировать по телефону.
Есть правительственные горячие линии, куда можно обратиться с вопросом или пожаловаться на неоказание помощи:
- контакт-центр МОЗ — 0 800 60 20 19
- горячая линия Центра общественного здоровья — 0 800 505 855
- горячая линия Кабмина — 15-45.
В Харькове существует благотворительный проект "Помощь", где ежедневно принимают и обрабатывают более 100 звонков.