Электронный билет не для всех: как новая система проезда ударила по льготникам

19 января 9:15
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 5,00(1)
Загрузка...
kuzubov
журналист
Фото: Константин Чегринский

Для того, чтобы получить право на льготный проезд, пенсионеры вынуждены простаивать в очередях в банке и заполнять анкеты. Фото: Константин Чегринский

С 1 января перевозка льготных категорий граждан в городском транспорте легла на плечи местных властей. В харьковском горсовете заблаговременно обещали, что, несмотря на нововведение, ни один льготник не потеряет своего законного права на бесплатный проезд. Однако на практике все оказалось не так радужно: пока город со скрипом внедряет систему оплаты проезда в городском транспорте Eticket, части льготников преподнесли неприятный сюрприз.

В ноябре заместитель городского головы по вопросам инфраструктуры Евгений Водовозов анонсировал, что с Нового года проезд льготных категорий граждан, который ранее с перебоями и не в полном объеме финансировался из госбюджета, перевозчикам будет компенсировать городская власть. Соответствующие изменения были приняты на государственном уровне в связи с бюджетной децентрализацией, которая предполагает повышение самостоятельности местных органов власти.

Со следующего года (2018-го – прим. «ХН») все льготные категории проезда в городском транспорте ложатся на плечи местных советов, то есть государство больше за них ответственность не несет. Это не значит, что мы будем ограничивать людей, которые имеют это право. Те, кто имели право ездить бесплатно в метро, будут ездить в метро. Те, кто имели право ездить в наземном транспорте, будут ездить в наземном транспорте. Эту ситуацию берет на себя город, на сегодняшний день это достаточно дорого, но другого выхода для людей нет, – заверил Водовозов.

Перед новым годом мэр Геннадий Кернес также убеждал, что горсовет сохранит за всеми нуждающимися право льготного проезда, потому что «в этом году это тоже наш (горсовета – прим. «ХН») приоритет».

Я думаю, что мы покажем хороший результат в вопросе проезда льготного контингента и его учета, – пообещал харьковский градоначальник.

Право на бесплатный проезд в городском транспорте имеют участники и ветераны войны, члены семей погибших, люди с инвалидностью (в метро – только 1-й группы), дети-сироты, «чернобыльцы», пенсионеры и ряд других граждан. К льготным категориям также относятся студенты и школьники. Студентам (курсантам) дневной формы обучения, в том числе перемещенного в Харьков Луганского национального аграрного университета, а также учащимся ПТУ в горсовете пообещали до 60 поездок в метро за полцены в месяц (в период с 1 сентября по 30 июня) и до 30 поездок со скидкой 50 % в наземном транспорте. При себе им нужно иметь студенческий (военный билет или удостоверение). Школьникам вместо безлимитного проездного с 1 февраля на месяц предоставят 50 поездок в метро, а также право льготного проезда в трамваях и троллейбусах (конкретных цифр в решении сессии горсовета по части наземного транспорта нет, обсуждается также 50 – прим. «ХН»). За «пластик» всем придется заплатить 30 гривен, а далее – пополнять ежемесячно карточку на нужную сумму в зависимости от используемых видов транспорта.

На сегодняшний день, по данным мэрии, право на льготный проезд в Харькове имеют около 600 тысяч человек, из которых 404 тысячи – пенсионеры. Согласно утвержденному городскому бюджету, в 2018 году на обеспечение их проезда город выделит 380 млн грн. Для сравнения: на реконструкцию зоопарка только в этом году собираются потратить почти в два раза больше – 741,8 млн грн.

Пенсионеры атакуют банки

Оформить льготный Eticket можно в отделениях «Мегабанка», территориальных Центрах предоставления административных услуг и районных администрациях, заполнив анкету и предоставив копии нескольких документов (см. инфографику). Распечатать анкету можно и онлайн, однако потом ее все равно нужно занести в отделение банка или пункт приема коммунальных платежей.

ифно

В первых числах января сдать документы на получение льготного Eticket можно было относительно спокойно, но сотрудники банка еще «плавали» в теме.

Второго января я пошла в отделение «Мегабанка» на Южном вокзале, очереди не было, – рассказывает «ХН» пенсионерка Лидия Матюшенко. – Получила анкеты на выдачу льготных проездных для себя и мужа, дома мы их заполнили и в тот же день я отнесла их в банк. Спросила у сотрудницы, где и когда забрать карточки, но она не смогла ответить (в мэрии обещают, что карту сделают в течение месяца и выдадут в том же отделении – прим. «ХН»). Мы указали в анкете номера телефонов, надеюсь, когда карточки будут готовы, позвонят и расскажут, куда прийти.

Однако уже после праздников в «Мегабанке» начался ажиотаж. В отделении на Одесской с утра выстраиваются длинные очереди пенсионеров – при этом людей в здание не пускают, и они вынуждены мерзнуть и заполнять анкеты на улице, прямо на парапете.

38902804644_89847a8c14_k (1)

Фото: Константин Чегринский

По словам председателя правления «Мегабанка» Александра Шипилова, по состоянию на конец прошлой недели банк ежедневно принимал 7–8 тысяч заявок на льготный Eticket, с начала года получив в общей сложности 40 тысяч пакетов документов.

В горсовете подтверждают, что в отдельных пунктах приема заявок собираются большие очереди, но по традиции настроены оптимистично.

По оценкам наших специалистов, в течение трех–четырех месяцев мы должны закончить процесс выдачи [льготных] электронных билетов. Все это время параллельно будут работать и одни, и другие платежные документы – и электронные билеты, и бумажные для тех, у кого электронных билетов нет, – заверил глава департамента по инфраструктуре Сергей Дульфан.

Ветераны вне закона

Вопреки обещаниям городской власти о том, что транспортные льготы сохранятся для всех, кому положено, некоторые категории граждан уже в первых числах января столкнулись с суровой реальностью. В неприятную ситуацию, когда право на бесплатный проезд нужно отстаивать, попал в числе прочих ветеран воинской службы Юрий Шишкин.

Первого января я возвращался из гостей, на станции метро «Холодная гора» вставил электронную карточку в терминал, но она не сработала, – объясняет «ХН» Шишкин. – У меня с собой было удостоверение [ветерана воинской службы], я подошел к дежурной по станции, она сказала мне, что горсовет отменил нашу льготу. При мне не пропустили еще несколько человек моей категории. Я был возмущен.

Ветеран воинской службы считает, что отменой льгот городская власть нарушила Закон Украины «О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел, ветеранов Национальной полиции и других лиц и их социальной защите».

Городская власть объяснила отмену льгот тем, что Киев не собирается компенсировать проезд в 2018 году, однако в законе об этом обязательстве и не говорится, – утверждает Шишкин.

По закону, в случае внедрения единого электронного билета бесплатный проезд ветеранам воинской службы, органов внутренних дел, полиции и некоторым другим военнослужащим предоставляется при наличии удостоверения, а также электронного билета. В мэрии объясняют, что сейчас ветераны не могут получить льготный Eticket из-за «определенной коллизии» – потому что уходят на пенсию не по возрасту, а по выслуге лет. Для того чтобы воспользоваться своим законным правом, чиновники рекомендуют ветеранам получить удостоверение «Ветеран труда» (при наличии стажа работы 40 лет – для мужчин и 35 лет – для женщин) в территориальном управлении Пенсионного фонда Украины. Шишкин считает, что горсовет трактует законы на свое усмотрение.

На каком основании я должен оформлять удостоверение ветерана труда? – задается вопросом он. – Я не трудился, я служил. Сейчас начинают считать по-новому – скажут, мне не положены льготы, потому что я служил 30 лет, а для ветерана труда нужно 40 лет.

Юрий Шишкин подал запрос на имя Геннадия Кернеса с просьбой прокомментировать ситуацию, но ответа от мэра пока не последовало. Ветеран воинской службы не исключает, что будет добиваться справедливости в суде и требовать от горсовета моральную компенсацию «за те унижения, которые испытывают пенсионеры-силовики».

Низы не могут, верхи не хотят

До 1 января правом на льготный проезд в Харькове пользовались не только горожане, но и жители области. Однако по новым правилам последние оказываются не у дел из-за отсутствия в паспорте харьковской прописки. Получается, что как только пластиковыми картами будут обеспечены все льготники Харькова, приезжающие в мегаполис на работу жители пригорода с правом на льготный проезд потеряют его. В то же время местные советы небольших населенных пунктов в силу ограниченности бюджетов не могут компенсировать перевозчикам проезд льготников.

На данный момент перевозчики на автостанциях говорят, что не будут перевозить бесплатно пенсионеров, потому что местная власть не платит за их проезд, – рассказывает «ХН» глава Введенского поселкового совета Чугуевской области Анна Геращенко. – К сожалению, мы не в состоянии оплатить проезд местного населения – во-первых, нам непонятен механизм возмещения, во-вторых, финансово нас не хватит. Насколько мне известно, в Харьковском районе собираются оплачивать проезд льготников. По поводу Чугуевского района я такой информации пока не слышала, на встрече с главой района будем поднимать этот вопрос.

38721580951_f86c92e847_k (1)

Фото: Константин Чегринский

Между тем, в харьковском горсовете настаивают, что город не обязан оплачивать проезд льготникам из области. Единственное исключение – переселенцы. Правда, и им льготу дадут только при наличии регистрации в Харькове.

Все, что принимается харьковским городским советом, имеет отношение только к членам громады, это их деньги на это тратятся и только они имеют право этим пользоваться, – заверяет Сергей Дульфан. – Что касается иногородних, Геннадий Кернес ведет активную работу в рамках ассоциации городов, где рассматриваются вопросы об укрупнении громад. Если подобное будет принято и Харьков включит в себя, например, громаду Чугуева, Мерефы, еще кого-то и будут объединены бюджеты, эти люди станут членами нашей громады и будут пользоваться такими же правами.

Оснований для отказа нет

Эксперты убеждены, что у горсовета нет оснований лишать льготников права на бесплатный проезд. В Чугуевской правозащитной группе подчеркивают, что ни в одном законе не прописана норма о том, что граждане Украины, которые не проживают в Харькове, теряют установленные законодательством льготы при въезде в город. К слову, по такому пути пошел мэр Москвы Сергей Собянин, лишив жителей Подмосковья права на аналогичные привилегии.

В законодательстве – например, в Законе Украины «О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел, ветеранов Национальной полиции и других лиц и их социальной защите» – четко прописано, что бесплатный проезд гарантируется независимо от расстояния и места жительства (в законе сказано, что бесплатный проезд ветеранам обеспечивается «в пределах Украины» – прим. «ХН»). Аналогичные нормы есть и в других законах, посвященных категориям граждан, относительно которых государством установлены дополнительные мероприятия социальной защиты, – заверяет правозащитник Юрий Чумак.

Эксперт подчеркивает, что перевозчики, которые отказываются бесплатно перевозить льготников, совершают административное правонарушение. По закону, безосновательный отказ влечет за собой штраф в размере восьми необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, то есть 136 гривен. Правозащитник также отмечает, что аргумент харьковских властей о том, что льготы на проезд теперь компенсируется из городского бюджета, не состоятелен.

Государство в последнее время перенесло основной груз относительно решения вопроса компенсации расходов на льготный проезд на местные бюджеты, – отмечает правозащитник. – С другой стороны, государство оставляет больше средств в городах. Поэтому, думаю, оснований кричать о недостатке денег у руководства Харькова не будет. Более того, если навести порядок с финансовыми потоками, которые приходят от рекламы и торговли в городском транспорте, в частности в метро, то бюджет значительно «потолстеет».

Вместе с тем, несмотря на бюджетную децентрализацию, в мэрии ответственность за компенсацию проезда льготников по-прежнему возлагают на центральную власть.

Если мы с вами говорим о том, что государство что-то гарантирует, то государство за это и должно платить, – резюмирует Сергей Дульфан.

Что предлагает Киев?

В Киеве считают, что нынешняя система закрепляет социальное неравенство. О необходимости перехода от советской модели предоставления льгот к их монетизации еще в 2014-м заявлял экс-премьер-министр Арсений Яценюк. Подобный план в конце прошлого года озвучили и в министерстве соцполитики – вместо бесплатного проезда людям предлагают выдавать денежные компенсации, которыми они смогут оплачивать услугу или же тратить на свое усмотрение.

Устанавливаются нормативы поездок и идет расчет стоимости этих поездок, – объяснял министр соцполитики Андрей Рева. – Потом человеку выделяется месячная сумма и, если он живет в городе, где есть соответствующий транспорт, ему выплачивается деньгами льгота – и в рамках этой суммы он пользуется услугой. Если он живет в сельской местности и пользуется транспортом, то он передает документы, когда он проехал, и ему проводится компенсация стоимости проезда за месяц.

На данный момент постановление о монетизации льгот находится на стадии разработки. Как бы там ни было, даже если закон примут, последнее слово о том, выделять льготникам средства на компенсацию проезда или нет, будет за местными советами.

Комментариев: 0
Генерал-майор Алимпиев вышел из СИЗО под залог Суд избрал меру пресечения для виновника смертельного ДТП на Салтовке
Перейти на главную страницу 2day.kh.ua Перейти на 2day Авторы