Жизнь в долг: кто и как будет расплачиваться за кредиты Харькова

11 ноября 13:20
45752132_184273639143122_1155483577152962560_n

Харьков уже набрал кредитов, равных практически годовому бюджету города.

Харьков в преддверии масштабного обновления троллейбусного парка. Объявлен тендер, на котором в течение месяца должны определить, кто и какие электромашины поставит городу. Планируется, что на 10 миллионов евро будет закуплено 65–70 низкопольных троллейбусов. И все было бы хорошо в этой новости, если бы не одно «но» – машины закупят в долг, на деньги, взятые в кредит у Европейского банка реконструкции и развития и Фонда чистых технологий. А значит, их надо будет отдавать, в то время как муниципалитет уже набрал кредитов, равных практически годовому бюджету Харькова.

Парк на кредитной игле

Первый и самый громкий кредит харьковские власти взяли еще в 2011 году на имиджевый мега-проект новой городской власти – реконструкцию парка Горького. Еще тогда противники идеи заговорили о том, что одалживать большую сумму денег на качели-карусели, когда дороги и крыши не латаны, а трубы рвутся, как минимум нелогично. Тем более что на строительство развлекательного проекта можно было бы найти и частного инвестора. Но Геннадий Кернес сказал, что это и есть инвестиции в город.

– Если сегодня рейтинг финансовой устойчивости Харькова позволяет привлечь заемные средства, почему мы не должны использовать эти возможности? Это эффективно, это нормально для рыночной экономики, и это ни в коей мере нельзя назвать дополнительной нагрузкой на бюджет и на харьковчан. Потому что эти средства уже сегодня будут работать для развития Харькова, а значит, и для его жителей, – сказал Кернес в апреле 2011 года.

Но толпы туристов своими кошельками не осчастливили город. Реконструкция парка закончилась в 2013 году, но он почему-то до сих пор остается убыточным предприятием. Регулярно на его потребности выделяется помощь. Только в 2018 году на парк Горького из городского бюджета дали 170 миллионов гривен. При этом никакого независимого аудита предприятия не проводилось, финансовая отчетность не печатается, а билеты продаются без фискальных чеков. Сроки погашения кредита за семь лет трижды переносились депутатами горсовета по инициативе Кернеса – в 2015 году, 2017-м и в 2018-м. Дело в том, что кредит брали у российского «Проминвестбанка», а потому не в гривнах, а в эквиваленте евро – 20 миллионов. С того времени курс значительно вырос, а город так и не смог погасить тело кредита – шли лишь выплаты по процентам. Сам мэр год назад назвал такую долговую яму «нормальным отношением юридических лиц», но при этом отказался даже перед депутатами рассекретить условия договора и судьбу залогового имущества. Лишь по данным медиа известно, что под парк в мэрии заложили здание детского сада на Салтовке, новый корпус горсовета и имущество метрополитена. В последней пролонгированной версии договора Харьков будет платить кредит «имени парка» до июня 2020 года.

Деньги ждут в депо и в метро

Звание самого «кредитовысасывающего»предприятия Харькова по праву принадлежит КП «Харьковский метрополитен». Деньги в долг для него брали дважды – в конце прошлого и начале этого года на обновление подвижного состава и строительство третьей линии метрополитена. Кредиторами под государственные гарантии выступили Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития. Всего – около 370 миллионов евро. На эти деньги планируется закупить 36 вагонов метро и за пять лет построить 3,5 километра подземки в южном направлении города со станциями «Державинская» и «Одесская», а также депо мощностью 100 вагонов метрополитена (20 поездов).

Кредит получен на 18 лет, его условия также до конца неизвестны, понятно лишь, что поручителем на этот раз выступило государство, которое дало гарантии. Кроме того, в договоре прописано, что проект предполагает местное софинансирование. Однако публичного плана погашения долгов не получено – промэрские медиа и сами представители власти преподносят проект как безусловную победу.

Вряд ли в ЕБРР знают о том, что финансовая деятельность КП «Харьковский метрополитен» является одной из самых засекреченных в городе, а торги на предоставление товаров и услуг неоднократно проводились по завышенным ценам. Вряд ли станет исключением и этот договор.

– Предоставление таких больших сумм европейскими банками, – говорит аналитик Харьковского антикоррупционного центра Евгений Лисичкин, – как бы предполагает, что был проведен независимый аудит предприятий и их работа устроила кредиторов. Но это не значит, что деньги, взятые в долг, будут действительно тратиться открыто. Отечественное законодательство не предполагает каких-то дополнительных условий, кроме тендеров через площадку «Прозорро», а мы знаем, сколько уловок предпринимают коммунальщики, чтобы провести свои фирмы и заказать товары и услуги по завышенным ценам – это и особые условия, и сговор участников торгов.

Закрытость и сомнительность тендеров харьковского метрополитена стала уже притчей во языцех. После того, как «Харьковский метрополитен» возглавил сначала соратник Кернеса Сергей Мусеев, а после – муж юридического советника Кернеса Марины Стаматиной, это КП «поглотило» миллионы гривен, говорят антикоррупционеры. Дело в том, что независимый аудит предприятия не проводился, финансовые отчеты КП не публикуются даже несмотря на решение суда к этому обязывающее. Как и раньше, львиную долю робот и услуг метрополитена делают не его сотрудники, а подрядчики, частные фирмы, все – из орбиты Кернеса-Мусеева. Эту схему, по словам общественных деятелей, придумал экс-начальник предприятия Сергей Мусеев, переведя часть сотрудников в различные ООО: они ремонтируют вагоны, обслуживают и убирают станции.

Множественные уголовные производства по фактам растраты бюджетных средств должностными лицами предприятий харьковского электротранспорта никак не повлияли на решение европейских кредиторов дать городу деньги не только на метро, но и на троллейбусы: скорее всего, потенциальный заемщик об этом просто умолчал.

Еще один транспортный кредит город взял в сентябре 2018 года: ЕБРР и «Троллейбусное депо № 2» подписали соглашение на сумму 10 миллионов евро о закупке новых троллейбусов, из них кредит ЕБРР составит 8 миллионов евро и кредит Фонда чистых технологий 2 миллиона, а количество подвижного состава будет насчитывать 65–70 единиц. С поставщиками, как свидетельствует тендерное объявление, кредиторы и Харьков должны определиться до 4 декабря, при этом не вся сумма пойдет на электромашины. Частично деньги потратят на приобретение ремонтного и диагностического оборудования. При этом КП «Троллейбусное депо № 2» сразу должно оплатить единоразовую комиссию от основного договора 1,2 % (то есть 120 тысяч евро). Ставка по кредиту в зависимости от коррекции выплат составит от 4 до 7 % на 10 лет действия договора.

В депо № 2 уже начали подготовку к кредиту: здесь решили подкрасить заваливающийся многие годы кирпичный забор и побелить оградки. На большее денег, видимо, нет. Отсюда вопрос: за какие средства будет погашаться тело кредиты и проценты по нему?

Дела коммунальные

Коррупционная репутация харьковских коммунальных предприятий никак не повлияла и на решения кредиторов дать Харькову денег в коммунальной сфере. Среди просителей – самые скандальные городские монополисты: КП «Харьковские теплосети», КП «Харьковводоканал» и КП «Жилкомсервис». В отношении должностных лиц каждого из этих коммунальных предприятий города открыты уголовные производства по факту растраты бюджетных средств в особо крупных размерах. Речь идет о миллионах гривен и единой схеме – выведении денег через фирмы-прокладки путем завышения цен или предоставления несуществующих услуг. Дело экс-директора КП «Жилкомсервис» Александра Яковлева даже слушается в суде.

Между тем в сумме харьковских коммунальников кредиторы профинансировали за последнее время на почти 175 миллионов долларов.

Самые скромные аппетиты у «Жилкомсервиса»: в 2017 году это предприятие получило заем в «Укргазбанке» на 20 миллионов гривен, который должно вернуть в 2020 году. За эти деньги в городе обещали в 20 домах провести термомодернизацию.

инфоргафикакредиты

Интересно, что эта сумма почти идентична той, которую по первоначальным материалам уголовного производства вывели со счетов предприятия его должностные лица. При этом стоит отметить, что в 2011 году КП уже брало подобный кредит – 25 миллионов гривен – которое не смогло погасить. Тогда ни нужды, ни список залогового коммунального имущества не оглашались.

Опытным занимателем в коммунальной сфере можно считать КП «Харьковводоканал», которое еще в 2006 году в лице КП «Вода» получило кредит в размере 60 миллионов гривен под 28 (!) процентов годовых. Тогда в качестве залогового имущества местному банку подошел список из сараев, насосных станций и овощехранилищ. О новых кредитах коммунальщиков харьковские власти стараются говорить меньше. При этом два монополиста, которые находятся в состоянии предбанкротства, постоянно берут финансовую помощь из бюджета, но остаются должниками перед контрагентами и грозят остановить работу.

Теперь «ХТС» и «Водоканал» получили свежие многомиллионные кредиты от западных партнеров. Тепловики обязуются потратить эти средства на реконструкцию котельных, установку 250 домовых счетчиков тепла, строительство когенерационной станции, водники – на замену труб большого диаметра и реконструкцию очистных сооружений. «Чтобы Харьков всегда был с водой и теплом», – как сказал первый вице-мэр Игорь Терехов.

Цель, безусловно, первоочередная, это не парк развлечений. Но в этих займах есть сразу несколько «но», и это не только отсутствие полной информации по договорам. Во-первых, кредиты на коммунальную сферу берут в то время, как за счет бюджетных средств снова строят зону развлечений – зоопарк. Во-вторых, на данный момент изношенность систем такова, что кредитные средства навряд ли смогут кардинально решить проблему, особенно если часть денег, по харьковской традиции, будет выведена из бюджета. В третьих, эти деньги все равно придется отдавать и, судя по срокам кредитов, отдавать их будет уже не эта команда власти – кредиты взяты на десять и более лет, и какие там вскроются нюансы и в какой долговой яме окажется Харьков, приходится только догадываться.

Вишенкой же на кредитном торте Харькова стал заем на строительство завода по переработке бытовых отходов, который город планирует запустить уже в следующем году. Его возведение финансируется на 100 % за счет займа Всемирного банка в рамках инвестиционного проекта «Развитие городской инфраструктуры – 2». Предполагается, что этот проект станет прибыльным: будет производить 16 тысяч МВт электроэнергии в год в первый год эксплуатации, позже мощность планируется довести до 53 тысяч МВт в год (на 10 год эксплуатации). Покроют ли эти доходы кредит и вообще будут ли – пока непонятно.

Как отдавать

Жизнь в долг не только для людей, но и для городов и государств – нормальная мировая практика. Но особенность Харькова как раз в том, что по долгам не платят вовремя, условия скрывают, а значит, рассчитываться будут уже следующие поколения чиновников.

– А у городов-должников, – говорит Олег Драгунов, эксперт по бюджетному анализу органов местного самоуправления, – все происходит как у людей. Чаще всего банки действительно соглашаются с отсрочками и реструктуризацией долгов, потому что им важно получить свои деньги. Но в этом случае должники платят большие проценты, и большие суммы в общем. Иначе действительно уходит залоговое имущество. Поэтому по каждому харьковскому кредиту надо смотреть отдельно, были ли действительно форс-мажоры или коррупционная составляющая, когда так передается залоговое имущество, или же власти хотят закрыть дыры, а долги подарить преемникам. Но помнить надо одно: даже государственные гарантии – это реальные залоги, в недвижимости или валюте, не в нашей гривне. И по кредитам придется платить. Неплательщиков ждут суды, в том числе международные, а Украина как зависимая от международной поддержки будет платить. А вот привлечь отдельных чиновников за неразумные кредиты вряд ли удастся. Иногда, как в случае Тимошенко и газовых контрактов, такое бывает, но это вопрос политический. Чаще подписант действует от имени города или КП, значит, и отвечать будет город или КП.

Простым языком – горожане собственными налогами. Сегодня, без учета просроченных процентов, это уже почти по 500 долларов на каждого, включая детей и пенсионеров. А сколько может еще набрать займов существующая власть, предположить сложно.

Комментариев: 0
Парень взял машину отца и въехал в столб: погибла несовершеннолетняя девушка На Московском проспекте в Харькове перевернулся и загорелся автомобиль (фото, видео)
Перейти на главную страницу 2day.kh.ua Перейти на 2day Авторы