Жители Мерефы вышли на протест из-за отмены льгот на проезд
Около 300 жителей Мерефы собрались сегодня на площади у памятника Ивану Сирко с требованием вернуть льготный проезд в городских и пригородных маршрутках.
За несколько дней до нового года в городских и пригородных маршрутных автобусах Мерефы появились объявления, в которых говорилось, что в Госбюджете на 2018 год компенсация проезда льготного контингента не предусмотрена. В связи с этим автоперевозчики решили бесплатно возить только шесть категорий граждан, а именно: инвалидов войны 1,2 и 3 группы, участников боевых действий (АТО), детей из многодетных семей, участников ликвидации аварии на ЧАЭС 1 и 2 категории, детей-инвалидов, а также инвалидов 1 и 2 группы.
70-летняя пенсионерка, ветеран труда Людмила Харченко 45 лет проработала на мерефянском стекольном заводе. В городских маршрутках с 1 января ее отказываются возить бесплатно. Но женщина принципиально не оплачивает проезд.
«По закону я имею право на бесплатный проезд! Этот закон никто не отменял. Да что ж такое по всей Украине действует закон, а у нас в Мерефе не действует. Водитель говорит нам: фашисты! Почему я фашист? Я ветеран труда, а не фашист», - говорит женщина.
Пенсионеры возмущены, маршрутка по Мерефе стоит 7 грн, чтобы добраться до Харькова нужно заплатить 18 грн. 68-летняя пенсионерка Людмила Шапарь не в состоянии прожить на пенсию в 1500 грн. Поэтому женщина трижды в неделю ездит в Харьков на рынок – подработать.
«Не заплатить нельзя - они кричат, они ругаются. Они силой выталкивают из маршруток. Они просто говорят: я не поеду пока вы не выйдете. Мне приходится платить. Хотя это очень тяжело для меня потянуть финансово. Причем совершенно непонятно, на каком основании они отказываются возить нас бесплатно», - говорит женщина.
Мэр Мерефы Вениамин Ситов говорит, что такая ситуация сложилась из-за того, что государство фактически перестало компенсировать автоперевозчикам перевозку льготников. А с прошлого года переложили эту обязанность на местные советы.
«Нам перебросили эти расходы из госбюджета, но не подкрепили финансово, мы поднимали эти вопросы в прошлом году и на областном уровне, сказали «решайте сами». Вы поймите, что речь уже идет о безопасности перевозок. Автобусы старые, ГСМ и комплектующие им тоже надо купить. А если у них 75% льготного контингента, - то сделать это сложно. Водители уходят. И перевозчики вынуждены брать на работу водителей, которые ранее были уволены за различные дисциплинарные нарушения. А это тоже безопасность. Никто перевозчикам запчасти, ГСМ не отпускает бесплатно. Компенсации нет. Это тоже безопасность», - говорит Ситов.
По его словам, в местном бюджете на компенсацию льготного проезда в этом году заложено 500 тысяч гривен. Однако это очень мало. Льготного контингента в Мерефе более 7000 человек.
«По данным управления социальной защиты населения Харьковской РГА на 17 ноября 2017 года на территории Мерефянской ОТГ проживает 7107 льготников. Из них 5097 пенсионеры. На данный момент программой соцзащиты на 2018 год выделено 500 тысяч. Получается, что на каждого льготника предусмотрено 70 грн. 26 января на очередной сессии будут внесены изменения в программу соцзащиты и в порядок компенсационных выплат. С 1 февраля каждый льготник придет в горсовет, получит льготное удостоверение и будет получать льготные талоны на проезд. И будет распоряжаться ими на свое усмотрение. По результатам полугодия эта сумма может измениться и количество талонов тоже», - сообщила заместитель городского головы Светлана Рудницкая.
Пенсионеры таким предложением недовольны. Получается, что в год по городу бесплатно проехать можно будет всего 10 раз. А в Харьков съездить и того меньше - три раза.
«Мы требуем вернуть нам право на льготный проезд!», - в один голос кричат мэру возмущенные пенсионеры.
Жители вручили Вениамину Ситову петицию с требованием немедленно возобновить льготный проезд всем гражданам, которые, согласно закону, имеют на него право. Кроме того, собравшиеся требуют провести расследование среди автоперевозчиков и наказать тех, кто отказывал пенсионерам в бесплатном проезде. В петиции также выдвинуто требование создать рабочую группу, куда бы вошли представители громады, депутаты от Мерефы и от Харьковского облсовета. Эта инициативная группа будет работать с документами и изучать вопросы формирования тарифа на проезд в общественном транспорте города. Подписи под резолюцией поставили 265 человек. Вениамин Ситов пообещал рассмотреть петицию и дать ответ в четверг, 11 января.
На встрече Ситова с жителями присутствовал депутат облсовета от фракции "Самопоміч" Виталий Бушковский, который входит в состав постоянной комиссии облсовета по вопросам бюджета. Он предложил Ситову помочь инициировать обращение к облсовету и к обладминистрации с просьбой о выделении субвенции на перевозку льготников.
«Я хотел бы войти в состав рабочей группы, если Вениамин Иванович ее создаст. Пока не принят новый регуляторный акт, который бы регулировал перевозки, действует старый. Перевозки должны быть бесплатными. Не нарушайте закон, пока вы еще не приняли этот документ, не создавайте социальное напряжение - дайте пенсионерам бесплатный проезд», - заявил Бушковский.
В ст. 37 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» сказано, что льготные перевозки пассажиров, которые в соответствии с законодательством пользуются такими правами, обеспечивают автомобильные перевозчики, осуществляющие перевозки пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования. Автомобильному перевозчику, который осуществляет перевозку пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования, запрещается отказываться от льготной перевозки, кроме случаев, предусмотренных законом. Безосновательный отказ от льготной перевозки влечет за собой ответственность согласно закону.