Жители Дергачевского района судятся из-за плохой дороги
Невиданный за все годы независимости Украины ремонт на дорогах Харьковской области на трассе Дергачи – Казачья Лопань не заметен. Из-за плохого дорожного полотна здесь практически каждый день происходят аварии. Требуя качественного ремонта, местные жители судятся с дорожными службами и пишут письма чиновникам.
«Экстремалы дергачевских дорог»
Житель села Безруки Дергачевского района Олег Литвин встретил нас в Дергачах на черной «Джилли» с гербом Украины и надписью «ПТН ПНХ» на багажнике.
– Садитесь! Прокачу вас по нашей дороге ада, – поздоровался Олег Литвин.
Трасса Т-2117 Дергачи – Казачья Лопань мало чем отличается от сотен дорог Харьковской области: на основном отрезке пути постоянные ямы, глубина которых порой достигает 12 сантиметров, кое-где виден ямочный ремонт и 900 метров идеального дорожного полотна на выезде из Дергачей.
– С такой трассой нарушить ПДД сложно, так как разогнаться больше 40 километров в час невозможно, – саркастически отмечает Олег, притормаживая перед очередной выбоиной в дороге. – Хотя я тут и каждую кочку знаю, но в прошлом году все равно попал в яму – разрубило диском колесо. Влетел баксов на сто. А еще я каждый день ребенка вожу по этой дороге в детский сад.
После того как Олег Литвин узнал, что трасса якобы отремонтирована (на сайте ХОГА действительно есть информация, что по состоянию на ноябрь 2017 года ремонт здесь сделан на 100 %, см. графику), создал в Facebook группу «Экстремалы дергачевских дорог», в которой стал публиковать фотографии ям и несчастных автолюбителей, машины которых чуть ли не каждый день становятся жертвами. Здесь вместо неформального общения – сводки с дорог, просьбы о помощи в случае ДТП и риторические вопросы к власти.
– Я не понимаю, по какому принципу ремонтируется дорога? Например, вот выезд из села Безруки, здесь несколько метров нового асфальта, а дальше ямы пошли. Где-то немного ямочного ремонта, где-то просто ямы землей засыпали, но земля – не асфальт, – возмущается Литвин.
Между Безруками и Слатино Олег делает остановку, достает рулетку и идет демонстрировать глубину выбоин в трассе.
– Я обычно для наглядности ставлю пачку сигарет. Сегодня есть рулетка. Вот здесь 10 сантиметров глубина, так это еще снежком ямку засыпало немного, – говорит Литвин.
В семи километрах от Безрук располагается поселок Слатино. Вдоль трассы – баннер «Вас приветствует Слатино», а ниже неравнодушные жители дописали: «Дорога позора», стирать ни у кого рука не поднимается. Жительница Светлана Мигаль говорит, что на самом деле сейчас дорожное покрытие лучше, чем в прошлом году.
– Мы только пригнали машину из-за границы в сентябре прошлого года, так она до Слатино не доехала, колесо отпало по дороге – влетели в яму, – говорит Светлана.
В сентябре чиновники отчитались, что успешно освоили 19 миллионов гривен на «средний» ремонт. Этот термин означает, что работы проводятся 1 раз в несколько лет с усилением основания путем восстановления слоя сноса, предусматривают замену 40 % покрытия на заданном участке. Но местные жители этого не увидели и начали писать чиновникам.
«Уважаемая госпожа Светличная, как Вы прокомментируете текущий ремонт трассы Т-2117? Или Вы хотите, чтобы водители, у которых накипело, провезли Вас в вашем кресле (на буксире) по всей трассе, для полного ощущения реальности? А по этой дороге ездят тысячи машин и в каждой пятой находятся дети, в маршрутных автобусах ездят школьники и студенты! А, не дай бог, что-то случится по вине «отремонтированной» Вами дороги, люди Вас и ваших замов закатают в эти ямы вместо украденного асфальта!», написали жители в Facebook.
Тогда жители поселка перешли к эпистолярному жанру и написали письмо на имя главы Дергачевской РГА Константина Жидкова, райсовета Геннадия Лазарева и главы ХОГА Юлии Светличной с просьбой отремонтировать дорогу. Подписались 325 человек, дело немного сдвинулось с мертвой точки.
– Была сессия Дергачевского райсовета, буквально на следующий день состоялось экстренное совещание, и 900 метров нам сделали – до этого 20 лет вообще ничего не делалось. А перед Слатино засыпали ямки, они глубины были такой, что полмашины уходило. Выписали 100 тонн срезного материала: в Черкасской Лозовой делали дорогу и срезали асфальт старый, вот им засыпали ямы, – рассказывает Мигаль.
Чиновники говорят, что не могут выделить больше денег. В прошлом году нашли из местных бюджетов райсовета и поссовета 300 тысяч гривен на 1,5 километра.
– На самом деле дорога на Казачью Лопань немного сделана, полтора километра, и она поставлена в планы на ремонт на 2018 год, – говорит Олег Гура. – А так называемую перемычку на трассе М-20, дорогу на Белорусскую трассу, последние 40 лет вообще не ремонтировали. Еще когда областью руководил Михаил Добкин, неоднократно обещали-обещали – и так этой дорогой вообще никто не занимается. Энтузиазмом жителей поселка мы хоть сделали 3,5 км ямочного ремонта этой перемычки, потому что Служба автомобильных дорог Украины, в чьем подчинении трасса, вообще ничего нам не обещает.
Засыпали ямы отходами
Глава Харьковской ОГА Юлия Светличная неоднократно сообщала, что на ремонт дорог в области в 2017 году было выделено беспрецедентную сумму благодаря перевыполнению таможенных сборов – 226 млн грн. Кроме того, из областного бюджета на ремонт дорог Харьковщины направили еще около 650 млн грн. Включая другие источники финансирования (средства бюджетов всех уровней, а также кредитные деньги) сумма, которую потратили на ремонт дорог в Харьковской области, составила 1 млрд 150 млн грн.
На «текущий ремонт» многострадальной дороги Дергачи – Казачья Лопань в 2017 году было направлено 7 миллионов из бюджета. Это следует из ответа директора Департамента ЖКХ и развития инфраструктуры ХОГА Сергея Магдисюка. Еще летом Служба автомобильных дорог Украины в Харьковской области провела тендер на ремонт более 33 км трассы Т-2117 (М-20) и заключила договор на сумму 28,83 млн грн.
Согласно официальному документу, на отрезке дороги Т-2117 Дергачи – Казачья Лопань были отремонтированы 12 участков с 7-го по 27-й километр трассы, от Дергачей до Слатино – еще два участка протяженностью 95 метров, еще за 3,6 миллиона гривен реставрировали кусок трассы в 900 метров сразу за Дергачами. На этом отрезке дороги вообще невозможно было проехать и жители района даже проложили объездной путь через посадку.
Тендер выиграла харьковская компания, которая около 15 лет зарабатывает на ремонтах дорог, – ООО «ДорТехСтрой». По словам замдиректора фирмы Спартака Саакяна, гарантия на основание дороги – 8 лет, на асфальтовое покрытие – еще 3 года. Но асфальт, по уверению Саакяна, будет держаться и дольше. Что касается дыр в дороге – то до этих участков его техника просто еще не дошла.
– Это дорога длинная очень и делалась кусками, отрезками. Один отрезок 600 метров, отступили километр – еще сделали. Не захотели сделать один большой кусок – сделали так. Это желание заказчика – Службы автомобильных дорог. Там всего отремонтировано семь кусочков: шесть кусков со стороны Казачьей Лопани, один кусок в 900 метров со стороны Дергачей. Транш нам 3,6 млн выделили. А все остальное… Там же ничего не делалось. Если будут выделяться суммы, то будем выходить и делать.
Дефекты покрытия проезжей части от Дергачей до Безрук устраняло ГП «Харьковский облавтодор». Компания провела ямочный ремонт на площади 2704 кв. м, а дорогу перед Слатино «для обеспечения безопасного проезда» засыпали «отходами от фрезерования». Однако земля и мусор из-за невысоких температур в декабре не успели вмерзнуть в ямы, поэтому дыры в асфальте глубиной в 10 см вполне могут стать причиной очередных аварий на трассе. Такой ремонт чиновники называют «текущим средним ремонтом».
Подрядчик под подозрением
Жители района не сомневаются, что весной с дороги снег сойдет вместе с асфальтом и теми самыми отходами. Тем более что такое уже было весной 2017 года. В 2016-2017 годах тендер на текущий ремонт трассы Дергачи – Казачья Лопань выигрывало также ООО «ДорТехСтрой». Весной прошлого года харьковские правоохранители заподозрили сотрудников этой компании, а также чиновников Службы автомобильных дорог Харьковской области и ГП «Харьковский облавтодор» в хищении бюджетных средств на сумму более 2 миллионов гривен. Об этом стало известно из постановления Киевского райсуда Харькова от 1 августа 2017 года. Согласно документу, из 8 миллионов гривен, выделенных на ремонт дорог, в свой карман частники положили четвертую часть благодаря завышению стоимости работ. Должностные лица ООО «Дортехстрой» завладели государственными средствами на сумму 2 млн 264 тыс. грн. По данным следствия, средства выводились через фиктивные фирмы. И это при том, что еще весной глава ХОГА требовала от представителей силового блока следить за использованием «дорожных» денег.
– Прошу силовой блок отнестись с особым вниманием к контролю за качеством использования бюджетных средств при ремонте дорог, – сказала Светличная. – Требую навести порядок в этой сфере и буду лично следить за тем, куда и как тратятся государственные средства в этой сфере. Тенденция «как всегда» должна прекратиться.
Замдиректора ООО «ДорТехСтрой» Спартак Саакян говорит, что его компания уже 15 лет на рынке и нареканий на качество их ремонта практически никогда не было. Если и были – то устраняли недостатки самостоятельно. Уголовное производство в отношении фирмы считает нелепостью.
– Это дело за 2016 год, они там что-то хотели, пришли – «вот дорога не такая»! Все нормально с этой дорогой – ни одной ямы нет нигде! – говорит Саакян.
Несмотря на то, что уголовное производство не закрыто, это не мешает «ДорТехСтрою» выигрывать тендеры.
Руководитель Харьковского антикоррупционного центра Дмитрий Булах говорит, что эта типичная история для Харькова и Харьковской области, когда один и тот же подрядчик выигрывает подряды, несмотря на то, что к этой фирме есть вопросы.
– Это вообще, конечно, вопиющий случай, когда на ту же дорогу выигрывает тендер одна и та же фирма, которая находится фактически на карандаше у правоохранительных органов по поводу распила бюджетных средств. Это просто смешно, – говорит Булах. – К сожалению, часто бывает так, что победитель известен еще до оглашения самого тендера, а тендер – это фактически легализация подрядчика, с которым уже проведены предварительные переговоры, и он должен выиграть. Хотя иногда случаются сбои в этой системе, тогда тендеры отменяются и проводятся снова, чтобы выиграла правильная фирма.
Два месяца отрезаны от мира
Ужасные дороги отрезали жителей Дергачевского района от Харькова: с начала декабря из Дергачей в Казачью Лопань перестали ходить маршрутные автобусы. По неофициальной версии, из-за отсутствия дорог и нежелания перевозчиков бесплатно возить льготный контингент, по официальной – из-за затянувшегося тендера. Как альтернатива в Слатино есть электрички до Харькова, но интервал между ними составляет 5 часов. Светлана Мигаль ежедневно возит своего девятилетнего сына в Дергачевскую гимназию. Чтобы добраться туда, женщине нужно на семичасовой электричке доехать до поселка Новые Дергачи, а оттуда на школьном автобусе в Дергачи.
– А обратно доехать это, конечно, квест. Туда едешь за два часа, потому что электричка идет только в 11 часов, а уроки заканчиваются в 12:35. Потом время еще какое-то убиваешь, а потом еще нужно стоять и пытаться как-то уехать. Стоишь и голосуешь, пока кто-то подберет, – рассказывает Светлана Мигаль. – Дорога – это связь с внешним миром. В Дергачах больница, собес. Хорошо, если есть машина, а если нет? Например, в Слатино больницы нет, только амбулатория. Тут только терапевт и педиатр и элементарные анализы, если что-то более серьезное – в Дергачи, там и стационар.
В Дергачевской РГА на запрос Светланы Мигаль с просьбой вернуть на маршрут автобус 1648 «Центральный рынок – Казачья Лопань» ответили, что за данный маршрут отвечает Департамент экономики и международных отношений Харьковской облгосадминистрации и передали запрос туда.
– Одни говорят, что из-за качества дороги перевозчики не хотят ездить, а другие говорят, что из-за того, что никто не хочет бесплатно возить пассажиров льготного контингента, – говорит Мигаль. – Мы очень надеемся, что автобусы вернут.
Маршрутки обещали запустить до нового года, потом – с 15 января, далее – с 22 января. Однако на маршрут автобусы вышли только 24 января после того, как жители пригрозили руководству района выйти под стены облгосадминистрации с протестами.
– Задержка ничего не имеет общего с компенсациями или льготами. Там были объективные причины, кто-то неправильно документацию подал, распалась какая-то фирма… Каждый раз там что-то у них случалось. Не верьте слухам, дорогу мы делаем, перевозчики нормально относятся к тому, что в целом 24 года инфраструктуру никто не делал и только сейчас в последнее время начались ремонты, – говорит глава РГА Константин Жидков.
Суд для дорожников
Житель села Дубовка (находится за Слатино) пошел дальше и решил судиться с дорожными службами из-за некачественного ремонта дороги трассы. Еще 4 марта 2017 года по дороге на Казачью Лопань он влетел в яму глубиной 16 см и сильно повредил автомобиль. На место происшествия Максим Борщ вызвал патруль для оформления ДТП. Спустя 20 дней Дергачевский райсуд постановил, что в ДТП водитель Geely не виноват, так как из-за плохого технического состояния дороги он не мог предотвратить аварию. Во время досудебного расследования было установлено, что в Службе автомобильных дорог Украины знали об ужасном состоянии дорожного полотна, но не предприняли никаких мер – не установили специальные предупреждающие знаки об аварийном состоянии трассы.
– Я дважды делал запросы в Службу автомобильных дорог Украины о жутком состоянии трассы, еще до аварии. В первый раз мне ответили, что «все регламентные работы произведены согласно ГОСТу и ДСТУ». Я повторно дал запрос, и они таки признали, что дорога разбита, а «дорожное покрытие имеет трещины, выбоины и повреждения», – рассказал «ХН» Максим Борщ.
Он подал в суд иск на «Харьковский облавтодор» с требованием возместить ему материальный ущерб в сумме 15 тыс. грн, а также отремонтировать дорогу.
– Они принесли бумаги о том, что, мол, был осмотр и предупредительные знаки стояли, якобы со 2 марта (ДТП было 4-го марта). Они их просто задним числом на бумаге поставили. Поставили знак за пять километров от места ДТП и сфотографировали его. Но они же не знали, что были составлены протоколы полиции, и в них было зафиксировано, что не было там никаких знаков. Я говорю: это же подлог документов! В Облавтодоре включили дурака и свели это все на управление дорог, – говорит Борщ.
Заседание суда должно состояться 25 января, суд признал ответчиком в этом деле Службу автомобильных дорог Харьковской области. По словам Максима Борща, его в меньшей степени интересует возмещение материального ущерба. Главное, чтобы суд определил точные сроки проведения ремонтных работ и обязал ответчика сделать это.