12 ноября, 2019 - 17:03

Южный вокзал в Харькове отдадут в концессию ради шаурмы

Владислав Криклий. Фото: Сергей Козлов/KHARKIV Today.
Вокзалу ЮЖД, гостинице и другой инфраструктуре хотят найти инвестора за 1,5 года.

Министр Владислав Криклий во время первого визита в Харьков рассказал о дорогах, вокзалах, концессиях и вкусной шаурме.

Во вторник 12 ноября в Харьков приехал министр инфраструктуры Владислав Криклий. К презентации, которая проходила в здании Южного вокзала, присоединился глава Харьковской облгосадминистрации Алексей Кучер. В Харькове министр актуализировал ранее озвученные планы по передаче в концессию имущества "Укрзализниці". Инвесторов будут искать в первую очередь для здания Южного вокзала, гостиницы здесь же и прилегающих объектов инфраструктуры. Планируют за 1.5 года привлечь инвестиции. В том виде, в котором сегодня все это наследие СССР существует, - нерентабельно, говорят в министерстве.

"Мы будем отказываться от убыточных активов. Этот комфортный вокзал точно убыточный, как и любой другой. Возьмём любой торговый центр в Харькове, Французский бульвар, например. Он суперприбыльный. Непрофильные активы собираем, вокзалы будем сдавать в концессию. Я верю в то, что когда мы Харьковский вокзал отдадим в концессию, здесь будут удобные условия, торговые зоны, развлекательные", - сказал Криклий.

Министр даже назвал сумму, которую хотят выручить за убыточные активы - 10 миллиардов гривен. Вырученные в результате передачи имущества в концессию деньги планируют суммировать с теми, что "Укрзалізниця" получит после продажи части своих акций на фондовом рынке. Тратить их хотят на электрификацию и запуск новых маршрутов. Подготовка к передаче в концессию уже началась.

"Мы начали процесс подготовки к концессии, и уже есть перечень вокзалов, в том числе Харьков. Надеюсь, вы дождётесь, когда здесь будет крутой торговый центр", - сказал министр и добавил, что через полтора года "мы тут съедим какую-то шаурму".

Кроме имущества железных дорог, в концессию хотят отдать 15 региональных аэропортов. Но речь не о харьковском, потому что его взял в долгосрочную аренду Александр Ярославский. Инвестор вложил в реконструкцию около 100 миллионов долларов, аналогичную сумму дал государственный бюджет - на аэродром.

О ДОРОГАХ

В планах министерства - сделать так, "чтобы страна поехала", чтобы украинцы выезжали не только за пределы области, но и страны по несколько раз в год.

"Должны дороги строиться. Мы отходим от подхода, что дорога строится, потому что депутат "икс" решил к своей даче или работе построить дорогу. Мы выходим из потребностей граждан. Чтобы страна развивалась и ехала, должна работать инфраструктура. Если мы хотим, чтобы граждане не ехали из страны, нужно показывать, что у нас качество жизни развивается", - сказал Криклий.

Министр напомнил, что Украина подписала договор с Европейским банком развития и реконструкции о строительстве региональных дорог. Речь идет о сумме 300 миллионов евро.

"Нужно строить не стены, а мосты и дороги", - сообщил министр.

О БИЛЕТАХ

В ответ на вопрос о возможном подорожании билетов в поездах Криклий сказал, что пока разговор об этом не идет.

"Вопрос болезненный, мы хотим внедрять автоматическую индексацию, делаем это осторожно. Нужно внедрять модель публичных договоров и обязательств с органами местного самоуправления. Ни для кого не секрет, что некоторые мэры городов деньги держат на банковских счетах, а не вкладывают их. Харьков готов к подобным инициативам. Думаю, будет полное взаимодействие. Не существует страны, где пассажирские перевозки прибыльны, наша цель сделать их безубыточными. Цель - как можно меньше дотировать пассажирские перевозки. Пока мы не говорим о повышении стоимости", - сообщил министр.

ЧТО ТАКОЕ КОНЦЕССИЯ? 

Концессией называют форму государственно-частного партнерства. Она заключается в том, что страна признает неготовность самостоятельно справиться с конкретной задачей и временно продает частным компаниям право владеть и пользоваться имуществом. 16 октября Зеленский подписал закон "О концессии". Запланировано, что новый закон сможет помочь развить инфраструктуру Украины за частные деньги, не выводя ее из собственности государства.

Еще в 2018 году, когда законопроект был принят в первом чтении, нынешняя заместитель руководителя Офиса президента подчеркивала, что концессионное законодательство в Украине работает с 1999 года, однако успешных примеров концессии в Украине не было.

"За почти 20 лет в Украине заключено меньше 200 небольших договоров, преимущественно в сфере ЖКХ - бытовые отходы, водо- и теплоснабжение. Однако это почти не повлияло на качество услуг и не привело к значительным инвестициям. Главной проблемой, из-за которой проекты провалились, стала тарифная политика государства, которая не позволяла компании гарантировать возврат инвестиций.  Был в Украине и опыт концессий угольных предприятий, которые на сегодня тоже не приносят государству концессионных платежей из-за условий договора. Новый закон даст возможность привлечь реальные инвестиции и заставит концессии, как самую распространенную в мире форму государственно-частного партнерства, действительно работать. В результате государственные объекты останутся в госсобственности, активы будут модернизированы, а население получит качественные услуги и рабочие места", - сообщала Ковалив.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.