Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Виктория Гресь: «Марина Порошенко – мечта дизайнеров»

Фото: Константин Чегринcкий/ KHARKIV Today
Сейчас Виктория Гресь одевает первую леди Украины Марину Порошенко.

Украинского дизайнера Викторию Гресь знают не только в Украине. Показы ее коллекций проходят в США и Канаде, в ее одежде выступала поп-дива Джанет Джексон во время тура 2008 года. Сейчас Виктория Гресь одевает первую леди Украины Марину Порошенко. Дизайнер рассказала «Харьковской неделе» о том, сложно ли шить для жены президента, почему в Украине нет высокой моды и что такое демократичный стиль нашего времени.

Незадолго до того, как Виктория Гресь привезла в Харьков свою новую коллекцию «Американская история», первая леди Украины Марина Порошенко появилась на Венском балу в платье из шелковой органзы со шлейфом и янтарным воротником. Наряд произвел фурор. Потому именно с одежды супруги президента мы и начали беседу.

«Марина Порошенко – мечта дизайнеров»

Виктория, вы давно работаете с первой леди?

– Получилось так, что мы с Мариной Анатольевной начали работать в 2014 году, в период инаугурации, готовились к инаугурации, и мне кажется, у нас получилось взаимопонимание. Без лести могу сказать, что Марина Порошенко – мечта дизайнеров: великолепный рост, 38-й размер, прекрасная фактура – делай не хочу. Было приятно и комфортно с ней работать.

А как появилось то платье, в котором она блистала на Венском балу?

– Да я уже и не вспомню, как мы его пошили – в ряду других позиций. Мне кажется, в гардеробе первой леди должны быть такие наряды – все-таки она представляет страну на таком уровне.

Сколько всего вещей вы создали для Марины Порошенко?

– Я не считала. Пусть это уже историки будут считать.

Первая леди – сложный клиент или, наоборот, всегда согласна с вашими идеями?

– Нет, она не сложный клиент. Понимаете, если люди друг другу не подходят, они не будут сотрудничать – и в этой сфере тоже. Мне кажется, что должно быть комфортно. Пошив одежды – это слишком интимная сфера.

Первая леди носит одежду от Виктории Гресь, а чью одежду носит сама Виктория Гресь? Свою?

– Свои и не только: есть у меня вещи от Анисимова и от Залевского. У мужа иногда из гардероба что-то достаю. А вообще с возрастом понимаешь, что ты всегда можешь сам все сделать. Удовольствия шоппинга меня многие годы миновали в силу профессии, но сейчас я как-то расслабилась и стала и покупать вещи в том числе. Мне это нравится, потому что быть одетой с ног до головы в одежду от Виктории Гресь – это неправильно.

«Ни Лувр, ни Версаль не строили крестьяне»

Показ вашей первой коллекции состоялся больше 20 лет назад. Как вы думаете, когда молодому дизайнеру проще было начать свое дело – тогда, в середине 90-х, или в наши дни?

–О, я не эксперт, поверьте! Все зависит от того, что дизайнер ставит во главу угла. На мой взгляд, молодые дизайнеры сейчас просчитывают все, как проекты. Я принадлежу к другому поколению дизайнеров – для нас это был образ жизни. Мы по-разному на это смотрим. Возможно, и сейчас есть молодые дизайнеры, которые имеют такой же угол зрения, но основная часть рассматривает это как бизнес. Разное время, разное информационное поле – я бы даже не пыталась сравнивать эти два периода.

Как модная индустрия изменилась с тех пор?

– А она еще и не возникла у нас, модная индустрия. Мода существует, но это не индустрия, это разрозненные явления. Чтобы они стали индустрией, нужно, чтобы заработала экономика в Украине. К сожалению, пока мы ничего не можем. Для того, чтобы у нас все сложилось – и индустрия моды, и красивые интерьеры, и архитектура – нужны традиции, традиции, традиции. Приезжая в страны с большим багажом культурологическим – в Англию, Францию, Испанию, Нидерланды – мы восхищаемся дворцами и интерьерами. Но для того, чтобы это все было, нужны условия. К сожалению, сегодня ручной труд не очень уважается в Украине, а как мы можем говорить о сегменте лакшери без обилия ручного труда? Хотя творческий потенциал Украины великолепный! Это у нас с экономикой все сложно, а с творцами в Украине все хорошо. Но это не решает проблему: должны быть, во-первых, традиции, во-вторых, условия для развития бизнеса, а в третьих – чтобы люди не уезжали из страны, а работали в этой стране – и производители, и потребители.

А в Украине есть потребители высокой моды?

– Ох, высокая мода – это такое слово-паразит. У нас нет никакой высокой моды. От-кутюр – это явление, характерное только для Франции и Италии. Там существуют гильдии представителей этого искусства, высокого шитья. А у нас есть просто кутюр – это разные понятия, и из-за этого возникает путаница. Кутюр – это просто хорошее шитье, а у нас каждый второй, кто открыл ателье, говорит, что он шьет высокую моду, потому что сделал два стежка.

– Так как же насчет покупателей? Есть спрос если не на высокое, то хотя бы на хорошее шитье?

– Понимаете, есть люди, которые коллекционируют живопись, строят большие особняки, и не будет этих людей – не будет и всего остального. Ни Лувр, ни Версаль не построили крестьяне. Рим построен папами. Без них, без этих заказчиков, не будут производиться сложные дорогостоящие предметы интерьера, одежды. Этот заказчик должен быть, он есть, но это пока очень маленький сегмент.

– А могут ли украинские дизайнеры побороться за мирового заказчика?

– В индустрии fashion мы пока совершенно неконкурентоспособны, потому что у нас нет ничего своего – тканей, фурнитуры. Ничего не производится.

– Было же столько текстильных предприятий – как же так?

– Это так кажется, а вы посмотрите, что они делали? Для того чтобы они были на уровне французских, испанских, португальских фабрик, их нужно было вовремя переоснащать, учить персонал, а у нас наоборот – все ПТУ закрывают. Мода не может существовать отдельно от ситуации в стране. Люди выезжают – конструктора, портнихи – мы не в состоянии платить им достойные зарплаты. Потому потребителю пока удобнее и понятнее заплатить иностранному бренду, у которого есть традиции и который вложил в свой бренд миллионы. Чтобы Гресь становилась в один ряд со всемирно известными брендами, нужны экономические условия, которые я не могу создать одна в своей мастерской.

"Сейчас нет тоталитарной моды"

– Часто можно прочитать, что мода умерла – и в богатых западных странах в том числе, сейчас стиль диктует улица. Что вы думаете об этом?

– Да кто это пишет, специалисты? Нет, это все пишут все, кому не лень, дилетанты. Я не могу сказать, что мода закончилась. Она стала очень демократичной. Общество очень разделилось на сегменты, к примеру, среди молодежи есть хипстеры, есть айтишники, есть богемная молодежь. В старшем поколении также есть такие разделения. Сейчас нет тоталитарной моды. Мы привыкли к тому, что мода – это тоталитарное явление, как это было в 50-е годы или в 60-е – все одеты вот так. А сейчас мир поменялся.

– Сегодня многие модники, фэшионисты, как их называют, становятся известными, как и настоящие дизайнеры, благодаря фото в Instagram. Как вы относитесь к уличной моде?

– Я не знаю, не смотрю. Я так давно и глубоко уже в профессии, что мне все это смешно. Под словом «прикольненько» показывают очень много некрасивого, непропорционального, такого, что не имеет никакого отношения ни к моде, ни к искусству. Я – за хорошее образование и хороший вкус в моде. Поверьте, хорошее образование и хороший вкус творят чудеса.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.