Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Украинское лобби. Чьи интересы представляет Харьковский офис в Вашингтоне?

Питер Залмаев, Игорь Райнин и Дмитрий Шувал на церемонии открытия регионального представительства в Вашингтоне. Фото: Peter Zalmayev / Facebook
«Харьковская неделя» попыталась выяснить, чего удалось достичь этому проекту и кто оплачивает его работу.

Вопреки громкой презентации, о работе представительства Харьковской области в США известно немного. «Харьковская неделя» попыталась выяснить, чего удалось достичь этому проекту и кто оплачивает его работу.

 

За 9 месяцев обратились более 60 компаний

 

Более полугода назад появилась международная платформа, готовая представлять промышленные, интеллектуальные и бизнес-интересы Харьковской области в США. 18 сентября в Вашингтоне официально начал работать лоббистский офис нашего региона, торжественно открытый в Киеве в Американском доме губернатором Харьковской области Игорем Райниным. Офис презентовали как один из элементов реформирования региональной экономики и как способ попасть на новый рынок сбыта товаров и услуг, способный заменить российский.

Как утверждается в официальном релизе Харьковской облгосадминистрации, за все это время в представительство за помощью обратилось более 60 харьковских компаний, желающих выйти на американский рынок. Однако информацию об этих фирмах в ХОГА предоставить не смогли – привели лишь несколько примеров удачного сотрудничества.

 

«Выйти на американский рынок получилось у фирмы, занимающейся производством меда», – сообщил замдиректора Департамента экономики и международных отношений ХОГА Александр Лукашов.

 

Также, по словам сотрудника IT-компании Albion Digital Action LLC Романа Бухтиярова, его компания с помощью Харьковского офиса в США смогла найти заказчика в Нью-Йорке. Обратился к этой структуре и директор фабрики дверей и мебели «Папа Карло» Алексей Штеренберг. Пока идет подготовительная работа, но, по словам Штеренберга, офису, который открылся недавно, стоило бы провести более масштабную пиар-компанию.

 

Харьковский офис существует на частные деньги

 

4Чтобы бизнесмен мог наладить связь с офисом в Вашингтоне, ему нужно обращаться в представительство Международного агентства регионального развития GloBee в Харькове, главой которого является Дмитрий Шувал, по совместительству – советник по внешнеэкономической деятельности заместителя председателя ХОГА. Ведь представительство региона в США – это частный проект, существующий на средства иностранных предпринимателей.

Фактически Харьковский офис в Вашингтоне к региону имеет весьма опосредованное отношение. Хотя украинские чиновники всех уровней и любят подчеркивать, что создание подобного представительства за рубежом – это несомненный успех. Сейчас структурой в Вашингтоне руководит Шай Франклин (Shai Franklin) из лоббистской компании Your Global Strategy. Именно он и занимается менеджментом кадров. Компания арендует офис, вернее, комнату, зарегистрированную как представительство Харьковской области, но таблички на двери нет. Представительство расположено через дорогу от Белого Дома. Стоимость аренды помещения в этом районе – около $2000 в месяц.

 

«Сама по себе Харьковская область не имеет права открывать свои представительства за рубежом. Это прерогатива МИДа или Торгово-промышленной палаты, но общественная организация может представлять интересы кого угодно», – поясняет Шувал.

 

Американский рынок – гигантский, на нем продается все. Главное – грамотно туда войти и соответствовать запросам потребителей и партнеров, объясняет Дмитрий. Помогают харьковским предприятиям и бизнесменам лоббистские компании США, которые и подыскивают нашим землякам нишу или даже конкретных заказчиков. А работу лоббистов и собственно офиса, по словам Шувала, оплачивает он и его друзья. Вот только сообщить контакты фирм, которые обращались в офис Харьковской области за помощью, Дмитрий отказался, сославшись на то, что местные предприниматели не хотят общаться с журналистами.

 

«Стремятся выйти на американский рынок все, но были компании, которые обращались, а потом понимали, что пока не готовы к такому шагу. Украинцы не знакомы с юридическими тонкостями США, у них нет хорошей презентации. Кому-то нужны юристы, которые занимаются сертификацией товара, – мы предлагаем контакты таких. Можем рекомендовать харьковскую фирму клиенту, организовать встречу, но ее исход зависит уже от бизнесмена. Помогаем также получить кредиты украинским компаниям. Или даем советы по организации сайта – наши не годятся, потому что не отвечают американским задачам. Ведь первое мнение о компании в Штатах составляют именно по ее сайту», – отметил Дмитрий.

 

Правда, сайт международной компании GloBee, в свою очередь, тоже нуждается в существенной доработке. Отдельные разделы интернет-ресурса до сих пор остаются незаполненными, а вместо текста – невнятная абракадабра. А на странице «Наши проекты» размещены одинаковые фотографии встречи губернатора с официальными лицами и шаблонный текст «Lorem ipsum dolor…»

Наш коллега-журналист в Вашингтоне несколько раз пытался попасть в офис Харьковской области, который, как на зло, был закрыт. Наконец удалось дозвониться к представителям компании и договориться о встрече. Однако, когда корреспондент пришла в назначенное время, то увидела лишь девушку на ресепшене, которая сообщила, что Шай приходит на работу три раза в неделю и самый простой способ связаться с ним – электронная почта. Мы подготовили вопросы и отправили письмо. После визита журналиста в офис Шай Франклин перезвонил и сообщил, что он занят, но письменно ответит на все вопросы.

 

Для презентации региона нужна компания «без душка»

 

Представительство, подобное нынешнему, харьковские чиновники уже открывали в США 20 лет назад, вспоминает заслуженный экономист Украины Леонид Рубаненко. Тогда Рубаненко, который работал начальником Главного административного управления транспорта, связи и дорожного хозяйства Харьковского горисполкома, отправился в Америку по поручению губернатора Александра Масельского.

«У Масельского была идея, чтобы Харьковская область дружила не со штатом Огайо, а со штатом Айова, который на 100% по всем параметрам нам подходил: там тоже сельского хозяйства было не меньше, чем промышленности. Нам помогала группа американских адвокатов – этнических украинцев, родившихся в США. По инициативе Масельского агентурное представительство Харьковской области начинало потихоньку набирать обороты. Правда, после ухода Масельского работа офиса сошла на нет», – отметил Рубаненко.

Представлять бизнес-интересы области нужно, соглашается экономист, да и реальных мостиков между Харьковом и Америкой существует достаточно. Поэтому для презентации региона можно было найти компанию с опытом и биографией.

 

«Важно, чтобы в таком международном проекте присутствовали прозрачные люди, понятные и там, и тут. А если хоть кто-то «с душком», там ни один нормальный человек не будет с ним разговаривать. Они проверяют биографию человека по своим каналам – и только потом начинают общаться», – подчеркнул Рубаненко.

 

И тут возникает резонный вопрос: почему выбор руководства Харьковской области остановился именно на GloBee. Действительно ли у этой компании отличный послужной список и кристально чистая репутация? Ведь совсем несложно найти в интернете, что семь лет назад Дмитрий Шувал, который в то время был руководителем Харьковской иудейской общины «Ортодокс Юнион», оказался в центре скандала.

Правоохранители сообщили: мужчина спустил на лондонской бирже 1 миллион долларов, которые выручил, заложив в банке шесть квартир, принадлежавших общине. А чтобы избежать финансовых претензий, Шувал инсценировал собственное похищение. Его отец, не зная, где сын, обратился в СБУ, сотрудники которого и нашли Дмитрия в Днепропетровске, живого и невредимого.

 

«Скандал не имеет под собой ничего реального, это несуществующая ситуация, которую раздули определенные силы, чтобы меня дискредитировать. Никакого уголовного дела не было», – в свою очередь отрицает Шувал.

 

P.S. Редакция надеется, что после публикации этой статьи, чиновники ХОГА смогут предоставить более подробную информацию по поводу деятельности Харьковского офиса в США, а также расскажут о компаниях, которые уже вышли на американский рынок, и мы сможем опубликовать продолжение этой темы.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.